16.10.2024 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу АО "Росгео" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок ФГБУ "ВНИГНИ" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении ФГБУ "ВНИГНИ" (далее - Заказчик), Комиссией по осуществлению закупок, АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на проведение работ по региональному геологическому изучению недр по объекту: "Комплексные региональные геолого-геофизические работы с целью оценки перспектив нефтегазоносности, выявления новых зон нефтегазонакопления на Онхойдохской площади Республики Саха (Якутия)" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373100135324000067) (далее - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, ненадлежащим образом применившей порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе Извещения (далее - Порядок оценки) в отношении заявок участников Конкурса по детализирующему показателю "Наличие у участников закупки геофизического оборудования с характеристиками, соответствующими техническому заданию" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок 14.10.2024 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 16.10.2024.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 02.08.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 016 416 158,74 руб. (далее - НМЦК);
4) источник финансирования - закупка за счет собственных средств организации;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 30.09.2024;
6) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупок;
7) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 03.10.2024;
8) по результатам рассмотрения заявок принято решение о признании 5 заявок участников Конкурса соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
9) победителем Конкурса признан участник с идентификационным номером заявки "10" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта в размере 710 000 000 руб.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом применен Порядок оценки в отношении заявок участников Конкурса по Детализирующему показателю Критерия.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу пункта 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует, в том числе, критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
Подпунктом "б" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" применяется, если иное не предусмотрено Положением, в том числе показатель оценки "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов".
Из содержания подпункта "а" пункта 27 Положения следует, что в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "б" пункта 24 Положения, порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах устанавливается, в том числе перечень оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по показателю, предусмотренному подпунктом "б" пункта 24 Положения, и необходимых для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки.
В силу подпункта "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
Комиссией установлено, что Заказчиком в Порядке оценки установлен в том числе Детализирующий показатель Критерия, согласно которому к оценке принимается количество комплектов оборудования, включающих следующее оборудование:
1) Сейсморазведочное оборудование:
- 24-х разрядная телеметрическая сейсмостанция единиц - 1;
- сейсморазведочные каналы, единиц - 1 120 (используемых - 561);
- невзрывные вибрационные сейсмические источники возбуждения массой не менее 24 тонн каждый, единиц - 5 (в том числе 1 запасной), тип шасси багги (4х4), отечественного производства (с подтверждением страны-происхождения) не старше 7 лет на дату окончания срока подачи заявок;
2) Электроразведочное оборудование МТЗ - цифровые 24-х разрядные регистрирующие станции (измерители), единиц - 5;
3) Электроразведочное оборудование ЗСБ:
- телеметрическая электроразведочная станция (32-х разрядный дельта-сигма АЦП, либо комбинированные системы) с не менее чем 5 каналами, единиц - 1;
- приемные датчики/петли, единиц - 5;
- генераторная петля, единиц - 1.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Порядке оценки установлены предельные значения характеристики, предусмотренной Детализирующим показателем: "Предельное минимальное значение квалификации участника (Детализирующего показателя) - 1 комплект. Предельное максимальное значение квалификации участника (Детализирующего показателя) - 2 комплекта".
Представители Заявителя на заседании Комиссии сообщили, что у участников Конкурса отсутствуют на праве собственности или ином законном основании произведенные в Российской Федерации невзрывные вибрационные сейсмические источники возбуждения, входящие в комплект оборудования, представляемого к оценке.
Комиссией установлено, что Комиссией по осуществлению закупок присвоены баллы по Детализирующему показателю Критерия заявкам Победителя и Заявителя.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что Победителем и Заявителем в составе заявок представлены документы, подтверждающие наличие на праве собственности или ином законном основании 2 комплектов оборудования у каждого.
Так, Победителем в составе заявки на участие в Конкурсе приложены, в том числе следующие документы:
- договор аренды оборудования от 09.11.2024 N ВУ-0924, заключенный между Победителем и ООО ТД "Олимп-Ойл", на передачу во временное владение и пользование Победителем за плату сейсмических виброисточников модели СВ-30Б-МЗ (страна происхождения - Российская Федерация) на самоходном шасси типа "багги" с шарнирно-сочлененной рамой 2022 года выпуска в количестве 6 штук;
- акт приема-передачи от 11.09.2024 по договору от 09.09.2024 N ВУ-0924;
- договор аренды оборудования от 11.09.2024 N 11-09/2024, заключенный между Победителем и ООО "ТСГК", на передачу во временное владение и пользование Победителем за плату источников сейсмических сигналов вибрационных СВ-30/150МТ "Батыр" (страна происхождения - Российская Федерация) на самоходном шасси типа "багги" с шарнирно-сочлененной рамой 2023 года выпуска в количестве 5 штук;
- акт приема-передачи от 12.09.2024 к договору от 11.09.2024 N 11-09/2024.
Также Комиссией установлено, что Заявителем, в свою очередь, к оценке представлены следующие документы:
- инвентарные карточки учета объектов основных средств ОС-6 от 05.09.2024 NN 00-07868, 00-07867, 00-07866, 00-07865, 00-07864, 00-07997, 00-07998, 00-07999, 00-08000, 00-08001, подтверждающие наличие на праве собственности невзрывных вибрационных сейсмических источников возбуждения СВ-30Б-МЗ (страна происхождения - Российская Федерация).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность довода жалобы, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
В силу части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Позицией 39 приложения к Постановлению N 2571 предусмотрено, что в случае проведения закупки на выполнение работ по геологическому изучению недр, к участникам закупки необходимо установить дополнительные требования о наличии у участника закупки:
1) опыта исполнения договоров, предусматривающих выполнение работ по геологическому изучению недр. Сумма цен выполненных работ по договорам должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) в количестве не менее количества, установленного в извещении об осуществлении закупки (документации о закупке), работников или привлеченных на основании гражданско-правового договора лиц, имеющих высшее образование или освоивших дополнительную профессиональную программу профессиональной переподготовки в сфере геологии по специальности (специальностям), установленной (установленным) в извещении об осуществлении закупки (документации о закупке);
3) на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок исполнения контракта, включая гарантийные обязательства, оборудования и других материальных ресурсов с количественными, качественными и техническими характеристиками, установленными в извещении об осуществлении закупки (документации о закупке).
При этом документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительным требованиям в случае наличия опыта, предусмотренного позицией 39 приложения к Постановлению N 2571, являются:
1) исполненный (исполненные) договор (договоры);
2) акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ;
3) диплом о высшем образовании или о профессиональной переподготовке в сфере геологии по специальности, установленной в извещении об осуществлении закупки (документации о закупке), работника или лица, предусмотренных пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 39 приложения к Постановлению N 2571;
4) трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации (в отношении работника, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 39 приложения к Постановлению N 2571), либо гражданско-правовой договор (в отношении лица, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 39 приложения к Постановлению N 2571);
5) перечень указанного в извещении об осуществлении закупки (документации о закупке) и находящегося в собственности или на ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов с указанием их количественных, качественных и технических характеристик;
6) инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности), договоры аренды, субаренды, лизинга, безвозмездного пользования или иные информация и документы, подтверждающие факт наличия у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов на ином законном основании.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 42 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
Пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что Заказчиком в Извещении установлены предусмотренные позицией 39 приложения к Постановлению N 2571 дополнительные требования к участникам Конкурса.
Так, согласно Извещению участникам закупки в целях подтверждения соответствия вышеуказанным дополнительным требованиям необходимо представить, в частности, документы о наличии на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок исполнения контракта, включая гарантийные обязательства, не менее 1 комплекта оборудования. При этом установленный Заказчиком перечень требуемого оборудования включает в себя, в том числе невзрывные вибрационные сейсмические источники возбуждения массой не менее 24 тонн каждый, единиц - 5 (в том числе 1 запасной), тип шасси багги (4х4), отечественного производства (с подтверждением страны-происхождения) не старше 7 лет на дату окончания срока подачи заявок (далее - Оборудование).
Кроме того, Комиссией установлено, что в соответствии с Порядком оценки к оценке по Детализирующему показателю Критерия принимаются документы, подтверждающие наличие входящего в состав комплекта Оборудования, произведенного в Российской Федерации.
Между тем Комиссия отмечает, что нормами Закона о контрактной системе, Положения, Постановления N 2571 не предусмотрена возможность указания в извещении об осуществлении закупки, порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе страны происхождения оборудования, необходимого для выполнения работ. При этом Заказчик вправе установить требования исключительно к количественным, качественным и техническим характеристикам оборудования.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Извещении дополнительные требования к участникам Конкурса в соответствии с пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 39 приложения к Постановлению N 2571 о наличии оборудования, страной происхождения которого является Российская Федерация, нарушают пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Кроме того, действия Заказчика, включившего в Порядок оценки требование о предоставлении сведений о стране происхождения оборудования, оцениваемого по Детализирующему показателю Критерия, нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП.
Вместе с тем у Комиссии отсутствуют сведения о том, что выявленные нарушения повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Из пункта 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 39 приложения к Постановлению N 2571 следует, что сумма цен выполненных работ по договорам должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно Извещению НМЦК составляет 1 016 416 158,74 руб.
Таким образом, участникам Конкурса в рамках подтверждения соответствия дополнительным требованиям, предусмотренным позицией 39 приложения к Постановлению N 2571, необходимо представить договоры на выполнение работ по геологическому изучению недр на общую сумму не менее 508 208 079,37 руб.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что участником с идентификационным номером заявки "7" в целях подтверждения соответствия дополнительным требованиям, предусмотренным пунктом 1 позиции 39 приложения к Постановлению N 2571 представлены следующие документы:
- договор от 01.10.2021 N 1152/21 на выполнение работ по супервизии широкоазимутальных сейсморазведочных, электроразведочных работ с ценой договора в размере 22 706 532,10 руб., заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках);
- акт выполненных работ от 30.06.2023, подтверждающий цену выполненных работ;
- договор от 05.10.2021 N 1645/21 на выполнение работ по супервизии опытных сейсморазведочных работ с ценой договора в размере 4 170 745 руб., заключенный и исполненный в соответствии с Законом о закупках;
- акт выполненных работ от 30.11.2021, подтверждающий цену выполненных работ.
С учетом того, что участником с идентификационным номером заявки "7" в составе заявки представлены договоры общей стоимостью выполненных работ в размере 26 877 277,10 руб., что составляет менее 50 % от НМЦК, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок, признавшей указанную заявку соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе, что, в свою очередь, содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП.
При этом у Комиссии отсутствуют сведения о том, что выявленное нарушение повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Росгео" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 12 части 1, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
5. Передать материалы от 16.10.2024 по делу N 28/06/105-2297/2024 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 октября 2024 г. N 28/06/105-2297/2024