23.10.2024 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу АО "КрайДЭО" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок ФКУ Упрдор "Енисей" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении ФКУ Упрдор "Енисей" (далее - Заказчик), Комиссией по осуществлению закупок, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Ремонт автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск км 903+000 - км 914+000, км 930+000 - км 937+000, км 1091+000 - км 1100+000, Красноярский край (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0319100010324000024) (далее - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, которая ненадлежащим образом применившей порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки) в отношении заявки Заявителя по детализирующим показателям "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 1), "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 2) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 13.09.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 062 072 133 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 10804092440692058244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 07.10.2024;
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
7) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 10.10.2024;
8) по результатам рассмотрения заявок участников закупки 2 заявки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
9) победителем Конкурса признан участник закупки с идентификационным номером заявки "117400238" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта в размере 1 003 658 165,69 руб.
1.1. Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом применен Порядок оценки в отношении заявки Заявителя по Детализирующему показателю N 1 Критерия.
Подпунктом "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено
Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Подпунктом "г" пункта 3 Положения предусмотрено, что для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Подпунктом "б" пункта 28 Положения установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения, применение шкалы оценки не допускается.
Согласно подпункту "б" пункта 20 Положения если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается следующим образом:
в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
где:
Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки";
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки";
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки".
Согласно Порядку оценки Критерий содержит Детализирующие показатели N 1, N 2 Критерия.
В соответствии с Порядком оценки по Детализирующему показателю N 1 оценивается общая цена исполненных участником закупки договоров на выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги, рассчитываемая по формуле, установленной подпунктом "б" пункта 20 Положения.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе от 09.10.2024 N ПРОII1 заявке Заявителя по Детализирующему показателю N 1 Критерию присвоено "0" баллов.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в связи с установлением в Порядке оценки детализирующего показателя "Общее количество исполненных участником закупки договоров" Критерия предельного максимального значения в количестве 5 контрактов (договоров) Комиссией по осуществлению закупок по Детализирующему показателю N 1 Критерия оценке подлежали 5 контрактов (договоров) с наибольшей ценой из представленных участниками закупки в составе заявки на участие в Конкурсе.
Так, сумма принятых к оценке 5 контрактов (договоров) Заявителя составила 5 735 218 295,16 руб., что является минимальным значением по сравнению с принятыми к оценке 5 контрактами (договорами) с наибольшей ценой Победителя.
Вместе с тем согласно сведениям, полученным от Оператора электронной площадки, в составе заявки Заявителя для оценки опыта по Детализирующему показателю N 1 Критерия представлено 10 контрактов на общую сумму 26 851 797 557,68 руб.
Таким образом, Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом применен Порядок оценки по Детализирующему показателю N 1 Критерия, при оценке заявки Заявителя.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено, что Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом применен Порядок оценки по Детализирующему показателю N 1 Критерия, при оценке заявки Победителя, поскольку к оценке не приняты все контракты (договоры), представленные Победителем в составе заявки на участие в Конкурсе.
С учетом изложенного, действия Комиссии по осуществлению закупки ненадлежащим образом применившей Порядок оценки по Детализирующему показателю N 1 Критерия, установленную в Порядке оценки, нарушают пункт 1 часть 11 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
1.2. Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом применен Порядок оценки в отношении заявки Заявителя по Детализирующему показателю N 2 Критерия.
В случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Согласно пункту 3 раздела 3 Порядка оценки к оценке принимается исключительно исполненные договор (договоры), при исполнении которого подрядчиком исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Комиссией установлено, что Заявителем для оценки опыта по Детализирующему показателю N 2 Критерия представлен в том числе контракт от 30.12.2020 N ТЭ - 352/20, акты выполненных работ, подтверждающие цену выполненных работ, а также номер реестровой записи из реестра контрактов ЕИС - 2246001772020000237 (далее - Контракт).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Комиссией по осуществлению закупок Контракт к оценке не принят, поскольку, согласно сведениям, размещенным в ЕИС, Заявителю по Контракту направлена претензия от 04.02.2021 N 16/476 об уплате штрафа в размере 100 000 руб., информация об оплате которой отсутствует в составе заявки, а также в реестре контрактов ЕИС.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии представил копию платежного поручения от 09.08.2021 N 9993 на сумму 100 000 руб., подтверждающее оплату штрафа по Контракту.
Вместе с тем в реестре контрактов ЕИС, а также в составе заявки Заявителя отсутствует информация об оплате штрафа по Контракту, что также подтверждено представителями Заявителя на заседании Комиссии, в связи с чем действия Комиссии по осуществлению закупок по непринятию к оценке Контракта по Детализирующему показателю N 2 Критерия не противоречат Порядку оценки и Закону о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
1. Согласно абзацу 3 подпункта "в" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
В соответствии с подпунктом "е" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Согласно пункту 2 раздела 3 Порядка оценки к оценке принимаются следующие документы, подтверждающие наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта: исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров).
Комиссией установлено, что Победителем в качестве подтверждения наличия опыта по Детализирующему показателю N 2 Критерия представлена выписка из реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, о включенных в такой реестр сведениях в отношении контракта, исполненного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) от 20.10.2023 N БГУ-320 (далее - Выписка) с информацией об исполненном подрядчиком контракте.
При этом Комиссией по осуществлению закупок принята к оценке Выписка по Детализирующим показателям NN 1, 2 Критерия.
Вместе с тем Положением не установлена возможность предоставления для оценки наличия опыта по Критерию информацию об исполненном контракте (договоре) в форме выписок и иных документов, не предусмотренным пунктом 28 Положения.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действиях Комиссии по осуществлению закупки неправомерно принявшей к оценке Выписку по Детализирующим показателям NN 1, 2 Критерия, нарушают пункт 1 часть 11 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "КрайДЭО" обоснованной в части пункта 1.1 настоящего решения.
2. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 23.10.2024 по делу N 28/06/105-2333/2024 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 октября 2024 г. N 28/06/105-2333/2024