07.11.2024 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Русстрой" (далее - Заявитель) на действия Минсельхоза России (далее - Заказчик), ФГБУ "Управление "Волгоградмелиоводхоз" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок Уполномоченного органа (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "АГЗ РТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению строительного контроля объекта капитального строительства: "Реконструкция напорного трубопровода от ГНС N 1 (две нитки) Городищенской оросительной системы, Городищенский район, Волгоградская область" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0329100012624000013) (далее - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установивших порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (приложение к Извещению) (далее - Порядок оценки) по детализирующему показателю "Методика выполнения и качества предстоящих работ" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Качественные характеристики объекта закупки" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий).
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с Извещением:
1) Извещение размещено в ЕИС - 24.10.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 15 231 626 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 08204055330294009414;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 11.11.2024;
Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен Порядок оценки по Детализирующему показателю Критерия.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий оценки "Характеристики объекта закупки".
Подпунктом "а" пункта 16 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Качественные характеристики объекта закупки".
Пунктом 17 Положения установлено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Согласно пункту 22 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Комиссией установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в рамках Детализирующего показателя Критерия к оценке принимается развернутое описание методики и предложения о качестве предстоящих работ в составе следующих материалов и сведений в совокупности:
1) Пункт 1:
- описание последовательности и порядка оказания услуг (организационно-технические мероприятия, использование нормативных документов и программных комплексов, описание методологии оказания услуг и контрольно-измерительного оборудования) в соответствии с описанием объекта закупки, согласно техническому заданию, на актуализированных материалах (предлагаемые основные решения соответствуют ситуации на период проведения конкурса);
- описание контролируемых параметров, объемов, систем и методов контроля качества каждого вида строительно-монтажных работ, приведенных в государственном контракте от 09.08.2024 года N 03291000126240000140001 (Извещение 0329100012624000014);
- описание порядка проведения лабораторных испытаний при всех видах контроля по каждому виду строительно-монтажных работ, приведенных государственном контракте от 09.08.2024 года N 03291000126240000140001 (Извещение 0329100012624000014).
2) Пункт 2:
- описание последовательности и порядка оказания услуг (организационно-технические мероприятия, использование нормативных документов и программных комплексов, описание методологии оказания услуг и контрольно-измерительного оборудования) в соответствии с описанием объекта закупки, согласно государственному контракту от 09.08.2024 года N 03291000126240000140001 (Извещение 0329100012624000014);
- описание контролируемых параметров, объемов, систем и методов контроля качества не каждого вида строительно-монтажных работ, приведенных в государственном контракте от 09.08.2024 года N 03291000126240000140001 (Извещение 0329100012624000014);
- описание порядка проведения лабораторных испытаний при всех видах контроля не по каждому виду строительно-монтажных работ, приведенных в государственном контракте от 09.08.2024 года N 03291000126240000140001 (Извещение 0329100012624000014).
3) Пункт 3:
- описание последовательности и порядка оказания услуг (организационно-технические мероприятия, использование нормативных документов и программных комплексов, описание методологии оказания услуг и контрольно-измерительного оборудования) согласно техническому заданию;
- описание порядка проведения лабораторных испытаний не при всех видах контроля и (или) не по каждому виду строительно-монтажных работ, приведенных в государственном контракте от 09.08.2024 года N 03291000126240000140001 (Извещение 0329100012624000014).
При этом согласно Порядку оценки 100 баллов присваивается предложению участника закупки, которое содержит материалы и сведения, указанные в пункте 1 Детализирующего показателя Критерия, 40 баллов присваивается предложению участника закупки, которое содержит материалы и сведения, указанные в пункте 2 Детализирующего показателя Критерия, 10 баллов присваивается предложению участника закупки, которое содержит материалы и сведения, указанные в пункте 3 Детализирующего показателя Критерия, 0 баллов присваивается предложению участника закупки, которое не содержит материалы и сведения, указанные в пункте 3 Детализирующего показателя Критерия.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии сообщил, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Порядке оценки по Детализирующему показателю Критерия установлена непропорциональная шкала присвоения баллов, не определены понятия "актуализированные материалы", "ситуация на период проведения конкурса", что создает неопределенность для участников Конкурса и предоставляет Комиссии по осуществлению закупок возможность для субъективного присвоения баллов.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что отнесение представленных участниками закупок комплектов документов, содержащих развернутое описание методики и предложения о качестве предстоящих работ, к тому или иному перечню, указанным в пунктах 1 и 2 Детализирующего показателя Критерия, определяется объемом и характером используемых для подготовки описания материалов, таких как техническое задание, проектно-сметная документация, степенью применимости описания методики, предложения о качестве и системе контроля непосредственно к объекту закупки. При этом под актуализированными материалами в Порядке оценки понимается проектно-сметная документация.
Кроме того, из пояснений представителя Уполномоченного органа следует, что в целях определения этапа выполнения работ по реконструкции объекта капитального строительства для подготовки решений, соответствующих сложившейся на момент проведения Конкурса ситуации, участники закупки вправе запрашивать у Заказчика, Уполномоченного органа дополнительные материалы, а также проводить выездное обследование объекта капитального строительства.
Изучив Порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что Порядок оценки по Детализирующему показателю Критерия не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и может быть применен Комиссией по осуществлению закупок по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам закупки, поскольку Порядок оценки не проводит четкого разграничения между требуемым содержанием описания методики и предложения о качестве предстоящих работ по пункту 1 и пункту 2 Детализирующего показателя, оцениваемых в 100 и 40 баллов соответственно.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших ненадлежащий Порядок оценки по Детализирующему показателю Критерия, нарушают требования пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Русстрой" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 07.11.2024 по делу N 28/06/105-2513/2024 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 ноября 2024 г. N 28/06/105-2513/2024