Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части процедуры аккредитации специалистов на право осуществления медицинской и фармацевтической деятельности и процедуры аттестации для получения квалификационной категории) (далее - законопроект) подготовлен во исполнение абзацев третьего и четвертого подпункта "а" пункта 1 Перечня Поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 25 августа 2023 г. N Пр-1675 (далее - Поручение Президента N Пр-1675), а также поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 17 июля 2024 г. N ТГ-П12-22728.
Целями законопроекта является совершенствование процедуры аккредитации специалистов путем оптимизации получения результатов аккредитации, а также совершенствование и сближение процедур аккредитации специалиста и аттестации медицинских работников и фармацевтических работников для присвоения квалификационной категории (далее - аттестация).
Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, возникающие при прохождении специалистами процедур аккредитации и аттестации.
В настоящее время в соответствии с частями 1 и 2 статьи 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) право на осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское, фармацевтическое или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста.
Лицо считается прошедшим аккредитацию специалиста с момента внесения данных о прохождении аккредитации специалиста в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (далее - Единая система). Данные о прохождении лицом аккредитации специалиста вносятся в Единую систему в рамках ведения персонифицированного учета лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, в соответствии со статьями 92 и 93 Федерального закона N 323-ФЗ (часть 3 1 статьи 69 Федерального закона N 323-ФЗ).
При этом за медицинскими работниками и фармацевтическими работниками сохранилось право получить дополнительные подтверждающие прохождение аккредитации документы: выписку о наличии в Единой системе данных, подтверждающих факт прохождения аккредитации специалиста (далее - выписка о прохождении аккредитации), или свидетельство об аккредитации специалиста на бумажном носителе, имеющие одинаковую юридическую силу.
Эффективность перехода к реестровой модели подтверждается количеством запросов о получении выписки о прохождении аккредитации. Так, с даты начала их выдачи благодаря сервисам Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) ее получили более 1,7 млн специалистов. За этот же период времени запросов о получении свидетельств об аккредитации специалиста - менее 1200 штук. В связи с изложенным законопроектом предлагается исключить выдачу свидетельства об аккредитации специалиста на бумажном носителе как ненужного документа. При этом следует отметить, что для установления единой формы выписки о прохождении аккредитации, законопроектом предлагается наделить Минздрав России соответствующими полномочиями.
Следующие изменения, предусмотренные законопроектом, направлены на существенное упрощение прохождения аккредитации специалиста путем ее сближения с процедурой аттестации.
В настоящее время для прохождения периодической аккредитации специалиста и для присвоения квалификационной категории медицинские и фармацевтические работники представляют практически аналогичный комплект документов.
При этом квалификационная категория является показателем, определяющим уровень профессиональных знаний и навыков специалистов, проводится очно (с использованием дистанционных технологий), включает также этапы тестирования и собеседования. В свою очередь, периодическая аккредитация проводится в один дистанционный этап - оценку портфолио и сводится к формальной проверке документов работников.
На основании изложенного предлагаемыми законопроектом изменениями специалистам представляется возможность продления права на осуществление профессиональной деятельности (аккредитации специалиста) при получении квалификационной категории по той же специальности (той же должности) на пять лет с даты внесения данных о ее присвоении в Единую систему. При этом отмечаем, что порядок прохождения аттестации, уровни квалификационных категорий, дата присвоения квалификационной категории, а также срок их действия определяются Минздравом России в своем приказе на основании полномочий, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 72 Федерального закона N 323-ФЗ. Также законопроектом предусмотрено изменение вида акта, утверждаемого приказом на основании вышеуказанных полномочий: вместо порядка прохождения аттестации - положение об аттестации. Данное изменение позволит регламентировать не только порядок указанной процедуры, но также формирование и организацию работы аттестационной комиссии, требования к площадкам проведения аттестации и другие правила организации и проведения указанной процедуры.
Таким образом, предлагаемые законопроектом редакции отдельных положений статьи 69 Федерального закона N 323-ФЗ позволят, с одной стороны, сблизить процедуры аккредитации специалиста и аттестации, а с другой - не перевести аттестацию в еще одну обязанность специалиста (по сути - в один из видов допуска).
В то же время предлагаемые изменения будут способствовать увеличению количества медицинских и фармацевтических работников, имеющих квалификационную категорию, поскольку благодаря получению квалификационной категории работникам будет проведена не только дифференциация оплаты труда по результатам аттестации, но также продлена аккредитация специалиста на следующие пять лет.
Кроме этого, в целях исполнения части четвертой подпункта "а" пункта 1 Поручения Президента N Пр-1675 по закреплению за работодателем консультационно-методической помощи работникам медицинских и фармацевтических организаций по вопросам прохождения аккредитации специалистов, аттестации законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в часть 1 статьи 79 Федерального закона N 323-ФЗ, регулирующей обязанности медицинских организаций.
Также законопроектом предлагается дополнить сведения о лицах, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, указанные в статье 93 Федерального закона N 323-ФЗ, сведениями о квалификационной категории, сведениями о решении об установлении федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья, соответствия полученных образования и (или) квалификации квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам (приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 31 октября 2022 г. N 10335), сведениями об основаниях допуска к медицинской и фармацевтической деятельности лиц, получивших медицинское или фармацевтическое образование в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 22 октября 2021 г. N 10084, утратил силу, но такие медицинские работники продолжают работать на основании пройденного экзамена), сведениями о допуске к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажеров лиц, обучающихся по программам ординатуры по одной из специальностей укрупненной группы специальностей "Клиническая медицина" (часть 5 1 статьи 69 Федерального закона N 323-ФЗ).
Сбор таких сведений будет способствовать ведению личного кабинета медицинских и фармацевтических работников Единой системы, упрощению формирования документов для прохождения аккредитации специалиста посредством Единой системы и их допуска к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности, а в части сбора и систематизации сведений о квалификационных категориях - позволит использовать такие данные в случае применения специалистом положений части 3 3статьи 69 Федерального закона N 323-ФЗ (в редакции законопроекта) при прохождении аккредитации.
Наступление негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не прогнозируется.
Предлагаемые законопроектом решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Информации о наличии на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, аналогичных по своему содержанию законопроекту не имеется.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Законопроект содержит обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), аккредитации. В связи с этим в соответствии с положениями части 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" законопроектом предусмотрен особый порядок вступления федерального закона в силу - с 1 марта 2026 года.
Издание федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части процедуры аккредитации специалистов на право осуществления медицинской и фармацевтической деятельности и процедуры аттестации для получения квалификационной категории) не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета. Его реализация в случае принятия не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.