Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Поправками, принятыми 20 мая 2005 г., и поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., глава II-1 дополнена частью В-4, вступающей в силу 1 января 2009 г.
Часть В-4 - Поддержание остойчивости
Правило 19 изменено с 1 января 2020 г. - Резолюция MSC.421(98) от 15 июня 2017 г.
Правило 19
Информация по борьбе за живучесть
1 В помощь вахтенному помощнику капитана на ходовом мостике должны быть постоянно вывешены или находиться под рукой схемы, ясно показывающие для каждой палубы и трюма границы водонепроницаемых отсеков, расположение в них отверстий и средств их закрытия с указанием расположения органов управления этими средствами, а также устройства для выравнивания крена, вызванного затоплением. Кроме того, в распоряжении командного состава судна должны иметься буклеты, содержащие вышеупомянутую информацию.
2 Общие меры предосторожности, подлежащие включению в эту информацию, должны состоять из перечисления оборудования, условий и эксплуатационных процедур, которые, по мнению Администрации, являются необходимыми в целях поддержания водонепроницаемости при нормальных условиях эксплуатации судна.
3 Специальные меры предосторожности, подлежащие включению в эту информацию, должны состоять из перечисления элементов (таких как средства закрытия, средства крепления груза, средства аварийно-предупредительной сигнализации и т.д.), которые Администрация сочтет особо важными в целях обеспечения живучести судна и выживания пассажиров и экипажа.
4 На судах, к которым применяются содержащиеся в части В-1 требования к остойчивости в поврежденном состоянии, информация об остойчивости в поврежденном состоянии должна обеспечивать капитана простым и понятным способом оценки живучести судна во всех случаях повреждений отсека или группы отсеков.
Правило 19 дополнено пунктом 5 с 1 января 2024 г. - Резолюция MSC.474(102) от 11 ноября 2020 г.
5 Для пассажирских судов, находящихся на этапе постройки 1 января 2024 года или после этой даты, к которым применяется правило 8-1.3, информация по борьбе за живучесть должна включать ссылку на получение поддержки для аварийной остойчивости от судового компьютера для расчета остойчивости, если имеется, и на береговую поддержку, когда она предусмотрена.
Часть В-4 дополнена правилом 19-1 с 1 января 2020 г. - Резолюция MSC.421(98) от 15 июня 2017 г.
Правило 19-1 - Учения по борьбе за живучесть для пассажирских судов
1 Настоящее правило применяется к пассажирским судам, находящимся на этапе постройки 1 января 2020 года, а также до или после этой даты.
2 Учение по борьбе за живучесть должно проводиться по меньшей мере один раз в три месяца. В каждом учении может принимать участие не весь экипаж, а только те члены экипажа, у которых имеются обязанности, связанные с борьбой за живучесть,
3 Сценарии учения по борьбе за живучесть должны быть разными для каждого учения, с тем чтобы аварийные ситуации имитировались для различных условий повреждений, и, насколько это практически возможно, должны проводиться так, как если бы существовала реальная аварийная ситуация.
4 Каждое учение по борьбе за живучесть должно включать:
.1 для членов экипажа, имеющих обязанности по борьбе за живучесть, - прибытие на места сбора и подготовку к выполнению обязанностей, указанных в расписании по тревогам, требуемом правилом III/8;
.2 использование информации по борьбе за живучесть и судового компьютера по остойчивости при повреждении, если он установлен, для проведения оценки остойчивости применительно к имитируемым условиям повреждений;
.3 установление связи между судном и береговыми средствами поддержки, если они предоставляются;
.4 приведение в действие водонепроницаемых дверей и других водонепроницаемых закрытий;
.5 демонстрацию умения использовать систему обнаружения затопления, если она установлена, в соответствии с обязанностями согласно расписанию по тревогам;
.6 демонстрацию умения использовать устройства перетока и системы спрямления, если они установлены, в соответствии с обязанностями согласно расписанию по тревогам;
.7 приведение в действие осушительных насосов и проверку осушительной сигнализации и автоматических систем включения осушительных насосов; и
.8 инструктаж по оценке повреждения и использованию судовых систем по борьбе за живучесть судна.
5 По меньшей мере одно из учений по борьбе за живучесть, проводимых каждый год, должно включать инициирование береговой поддержки, если она предоставляется в соответствии с правилом II-1/8-1.3, для проведения оценки остойчивости для имитируемых состояний повреждения.
6 Каждый член экипажа, имеющий назначенные обязанности по борьбе за живучесть, должен пройти ознакомительную подготовку в отношении своих обязанностей и информации по борьбе за живучесть до выхода в рейс.
7 Записи о каждом проведенном учении по борьбе за живучесть должны вестись таким же образом, как предписано для других учений в правиле III/19.5.
Заголовок изменен с 1 января 2020 г. - Резолюция MSC.421(98) от 15 июня 2017 г.
Правило 20
Загрузка судов
Пункт 1 изменен с 1 января 2020 г. - Резолюция MSC.421(98) от 15 июня 2017 г.
1 По окончании загрузки судна и до его отхода капитан должен определить посадку и остойчивость судна, а также убедиться в том, что судно находится в прямом положении и отвечает критериям остойчивости, содержащимся в соответствующих правилах, и сделать об этом запись. Остойчивость судна должна всегда определяться путем расчетов или подтверждением того, что судно загружено в соответствии с одним из рассчитанных заранее условий загрузки в рамках одобренной информации об остойчивости. Администрация может допустить использование в этих целях компьютера для расчета загрузки и остойчивости или эквивалентных средств.
2 Водяной балласт, как правило, не должен приниматься в топливные цистерны. На судах, на которых практически невозможно избежать приема водяного балласта в топливные цистерны, должно быть установлено отвечающее требованиям Администрации оборудование для сепарации нефтеводяной смеси или предусмотрены другие приемлемые для Администрации средства удаления загрязненного нефтью водяного балласта, такие как сдача его на береговые приемные сооружения.
3 Положения настоящего правила не наносят ущерба положениям Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов.
Правило 21
Периодическое приведение в действие и проверка водонепроницаемых дверей и т.д. на пассажирских судах
Пункт 1 изменен с 1 января 2024 г. - Резолюция MSC.474(102) от 11 ноября 2020 г.
1 Еженедельно должны проводиться эксплуатационные проверки водонепроницаемых дверей, иллюминаторов, клапанов и механизмов закрытия шпигатов. На судах, совершающих рейсы продолжительностью более одной недели, несколько эксплуатационных испытаний в полном объеме должны проводиться до выхода в рейс, а последующие - не реже одного раза в неделю в течение рейса.
2 Все водонепроницаемые двери в водонепроницаемых переборках, как навесные, так и с приводом от источника энергии, которыми пользуются в море, должны проверяться ежедневно.
3 Водонепроницаемые двери и все относящиеся к ним механизмы и индикаторы, все клапаны, закрытие которых необходимо для обеспечения водонепроницаемости отсека, и все клапаны, которые обеспечивают управление перетоком воды во время аварии для спрямления судна, при нахождении судна в море должны проверяться периодически, не реже одного раза в неделю.
Пункт 4 изменен с 1 января 2020 г. - Резолюция MSC.421(98) от 15 июня 2017 г.
4 О всех эксплуатационных испытаниях и проверках, требуемых настоящим правилом, в судовом журнале должны быть сделаны записи с подробным указанием всех недостатков, которые могут быть при этом обнаружены.
Правило 22
Предотвращение и предупреждение поступления воды и т.д.
Пункт 1 изменен с 1 января 2024 г. - Резолюция MSC.474(102) от 11 ноября 2020 г.
1 Все водонепроницаемые двери во время плавания должны оставаться закрытыми, за исключением случаев, когда они могут быть открыты во время плавания, как указано в пунктах 3. Водонепроницаемые двери в машинных помещениях, ширина которых более 1,2 м, разрешенные правилом 13.9, могут открываться только в случаях, описанных в упомянутом пункте. Любая дверь, которая открыта в соответствии с настоящим пунктом, должна быть готова к немедленному закрытию.
Пункт 2 изменен с 1 января 2020 г. - Резолюция MSC.421(98) от 15 июня 2017 г.
2 Водонепроницаемые двери, установленные ниже палубы переборок на пассажирских судах и палубы надводного борта на грузовых судах, имеющие максимальную ширину проема более 1,2 м, во время плавания должны держаться закрытыми и могут быть открыты только на ограниченные промежутки времени, когда это необходимо, как это определено Администрацией.
Пункт 3 изменен с 1 января 2020 г. - Резолюция MSC.421(98) от 15 июня 2017 г.
3 Водонепроницаемая дверь может быть открыта во время плавания для обеспечения прохода пассажиров или экипажа или когда из-за характера проводимой в непосредственной близости от двери работы требуется, чтобы дверь была открыта. Дверь должна быть немедленно закрыта по завершении прохода через дверь или работы, потребовавшей ее открытия. Администрация разрешает, чтобы такая водонепроницаемая дверь оставалась открытой во время плавания, только после тщательного рассмотрения того, какое воздействие это окажет на эксплуатацию судна и на живучесть, с учетом рекомендаций, изданных Организацией. Водонепроницаемая дверь, которая может оставаться открытой во время плавания, должна быть четко указана в судовой информации об остойчивости, и всегда должна иметься возможность ее немедленного закрытия.
Пункт 4 изменен с 1 января 2024 г. - Резолюция MSC.474(102) 11 ноября 2020 г.
4 Съемные листы на переборках должны быть всегда на месте перед началом рейса и не сниматься во время плавания, кроме случаев экстренной необходимости, по усмотрению капитана. При установке их на место должны быть приняты необходимые меры предосторожности для обеспечения водонепроницаемости соединений. Скользящие водонепроницаемые двери с приводом от источника энергии, разрешенные в машинных помещениях в соответствии с правилом 13.9, должны быть закрыты перед началом рейса и оставаться закрытыми во время плавания, за исключением случаев экстренной необходимости, по усмотрению капитана.
Пункт 5 изменен с 1 января 2024 г. - Резолюция MSC.474(102) от 11 ноября 2020 г.
5 Водонепроницаемые двери, установленные в соответствии с правилом 13.8.1 в водонепроницаемых переборках, разделяющих грузовые междупалубные помещения в твиндеках, должны закрываться перед выходом в рейс и оставаться закрытыми в течение плавания. Время, когда такие двери открываются или закрываются, должно заноситься в судовой журнал, как может быть предписано Администрацией.
Пункт 6 изменен с 1 января 2024 г. - Резолюция MSC.474(102) от 11 ноября 2020 г.
6 На судах, на которые распространяются положения правила 1.1.1.1 и которые находятся на этапе постройки до 1 января 2024 года, лацпорты, грузовые и бункерные порты, расположенные ниже палубы переборок на пассажирских судах и палубы надводного борта на грузовых судах, должны быть надежно закрыты и задраены водонепроницаемо до выхода в рейс и оставаться закрытыми по время плавания.
Правило 22 дополнено пунктом 7 с 1 января 2024 г. - Резолюция MSC.474(102) от 11 ноября 2020 г.
7 На судах, находящихся на этапе постройки 1 января 2024 года или после этой даты, лацпорты, грузовые и бункерные порты, расположенные ниже палубы переборок на пассажирских судах и палубы надводного борта на грузовых судах, а также все водонепроницаемые люки должны быть надежно закрыты и задраены водонепроницаемо до выхода в рейс и оставаться закрытыми во время плавания. Однако капитан может разрешить открытие водонепроницаемого люка во время плавания в течение ограниченного времени с тем, чтобы обеспечить проход или доступ. Затем он должен быть закрыт.
Нумерация пункта изменена с 1 января 2024 г. - Резолюция MSC.474(102) от 11 ноября 2020 г.
8 Следующие двери, расположенные выше палубы переборок на пассажирских судах и палубы надводного борта на грузовых судах, должны быть закрыты и задраены перед началом рейса и оставаться закрытыми и задраенными до тех пор, пока судно не ошвартуется у своего следующего причала:
.1 грузовые двери в обшивке корпуса или концевых переборках закрытых надстроек;
Пункт 8.2 изменен с 1 января 2024 г. - Резолюция MSC.474(102) от 11 ноября 2020 г.
.2 носовые козырьки, установленные в местах, указанных в пункте 8.1;
.3 грузовые двери в таранной переборке; и
Пункт 8.4 изменен с 1 января 2024 г. - Резолюция MSC.474(102) от 11 ноября 2020 г.
.4 аппарели, образующие закрытия, альтернативные закрытиям, определенным в пунктах 8.1-8.3 включительно.
Нумерация пункта изменена с 1 января 2024 г. - Резолюция MSC.474(102) от 11 ноября 2020 г.
9 При условии, что там, где дверь не может быть открыта или закрыта, когда судно стоит у причала, такая дверь может быть открыта или оставаться открытой, когда судно подходит к причалу или отходит от него, но лишь в той мере, в какой имеется возможность немедленного приведения ее в действие. В любом случае внутренняя носовая дверь должна оставаться закрытой.
Пункт 10 изменен с 1 января 2024 г. - Резолюция MSC.474(102) от 11 ноября 2020 г.
10 Несмотря на требования пунктов 8.1 и 8.4, Администрация может разрешить, чтобы, по усмотрению капитана, отдельные двери могли быть открыты, если это необходимо для эксплуатации судна или посадки и высадки пассажиров, когда судно находится на безопасной якорной стоянке и при условии, что не снижается безопасность судна.
Пункт 11 изменен с 1 января 2024 г. - Резолюция MSC.474(102) от 11 ноября 2020 г.
11 Капитан должен обеспечить применение эффективной системы наблюдения за закрытием и открытием дверей, указанных в пункте 8, а также представление соответствующих докладов.
Пункт 12 изменен с 1 января 2024 г. - Резолюция MSC.474(102) от 11 ноября 2020 г.
12 До начала любого рейса капитан должен обеспечить, чтобы о времени закрытия дверей, указанных в пункте 13, и любого открытия отдельных дверей в соответствии с пунктом 14 была сделана запись в судовом журнале, какой может быть предписан Администрацией.
Нумерация пункта изменена с 1 января 2024 г. - Резолюция MSC.474(102) от 11 ноября 2020 г.
13 Навесные двери, съемные листы, иллюминаторы, лацпорты, грузовые и бункерные порты и другие отверстия, которые согласно настоящим правилам во время плавания требуется держать закрытыми, должны закрываться до выхода в рейс. Время открытия и закрытия таких дверей (если это разрешается настоящими правилами) должно регистрироваться в таком судовом журнале, какой может быть предписан Администрацией.
Нумерация пункта изменена с 1 января 2024 г. - Резолюция MSC.474(102) от 11 ноября 2020 г.
14 Если при начале рейса в междупалубном пространстве нижние кромки иллюминаторов, упомянутых в правиле 15.3.2, находятся ниже линии, проведенной параллельно палубе переборок у борта пассажирских судов и палубе надводного борта у борта грузовых судов и имеющей свою самую нижнюю точку на расстоянии 1,4 м плюс 2,5% ширины судна выше воды, то все иллюминаторы в этом междупалубном пространстве должны быть водонепроницаемо закрыты и заперты до выхода в рейс и не должны открываться, пока судно не придет в следующий порт. При применении настоящего пункта может быть сделана соответствующая поправка на пресную воду, когда это применимо.
.1 Время, когда такие иллюминаторы открываются в порту, а также закрываются и запираются до выхода в рейс, должно регистрироваться в таком судовом журнале, какой может быть предписан Администрацией.
Пункт 14.2 изменен с 1 января 2024 г. - Резолюция MSC.474(102) от 11 ноября 2020 г.
.2 Применительно к любому судну, у которого один или более иллюминаторов расположены так, что, когда судно загружено по осадку при самой высокой ватерлинии деления на отсеки, к ним применимы требования пункта 14, Администрация может указать ограничительную среднюю осадку, при которой нижние кромки этих иллюминаторов находились бы выше линии, проведенной параллельно палубе переборок у борта пассажирских судов и палубе надводного борта у борта грузовых судов и имеющей свою самую нижнюю точку на расстоянии 1,4 м плюс 2,5% ширины судна выше ватерлинии, соответствующей ограничительной средней осадке, при которой разрешается начало рейса без предварительного закрытия и запирания иллюминаторов, а также разрешается открывать их во время плавания под ответственность капитана. В тропических зонах, определение которых дано в действующей Международной конвенции о грузовой марке 1966 года, эта ограничительная осадка может быть увеличена на 0,3 м.
Нумерация пункта изменена с 1 января 2024 г. - Резолюция MSC.474(102) от 11 ноября 2020 г.
15 Иллюминаторы и их штормовые крышки, к которым нет доступа во время плавания судна, должны закрываться и задраиваться до выхода в рейс.
Нумерация пункта изменена с 1 января 2024 г. - Резолюция MSC.474(102) от 11 ноября 2020 г.
16 Если в помещениях, перечисленных в правиле 15.5.2, перевозится груз, то иллюминаторы и их штормовые крышки должны быть водонепроницаемо закрыты и заперты до погрузки груза, а время такого закрытия и запирания таких иллюминаторов и штормовых крышек должно регистрироваться в судовом журнале, какой может быть предписан Администрацией.
17 Исключен с 1 января 2024 г. - Резолюция MSC.474(102) от 11 ноября 2020 г.
Правило 23 изменено с 1 января 2020 г. - Резолюция MSC.421(98) от 15 июня 2017 г.
Правило 23
Специальные требования к пассажирским судам ро-ро
1 Помещения специальной категории и грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки должны постоянно патрулироваться или контролироваться эффективными способами, например с помощью телевизионного наблюдения, так чтобы любая подвижка колесной техники в неблагоприятную погоду и неразрешенный доступ пассажиров в эти помещения могли быть обнаружены во время плавания.
2 На судне должны иметься и вывешиваться в подходящем месте документы по эксплуатационным процедурам закрытия и задраивания всех дверей в обшивке корпуса судна, дверей для погрузки/выгрузки и других средств закрытия, оставление которых открытыми или не должным образом задраенными может, по мнению Администрации, привести к затоплению помещения специальной категории или грузового помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки.
3 Все средства доступа с палубы ро-ро и с аппарелей для колесной техники, ведущие в помещения, расположенные ниже палубы переборок, должны быть закрыты до выхода в рейс и должны оставаться закрытыми до тех пор, пока судно не ошвартуется у причала в следующем порту.
4 Капитан должен обеспечить, чтобы на судне действовала эффективная система наблюдения за закрытием и открытием указанных в пункте 3 средств доступа и представления соответствующих докладов.
Пункт 5 изменен с 1 января 2024 г. - Резолюция MSC.474(102) от 11 ноября 2020 г.
5 До выхода в рейс капитан должен обеспечить, чтобы в соответствии с требованиями правила 22.13 была сделана запись в судовом журнале о времени последнего закрытия средств доступа, указанных в пункте 3.
6 Несмотря на требования пункта 3, Администрация может разрешить открывать отдельные средства доступа во время плавания, но только на время, достаточное для прохода людей, и, если требуется, - для проведения важнейших работ на судне.
7 Все поперечные или продольные переборки, которые рассматриваются как эффективные средства ограничения распространения морской воды на палубе ро-ро, должны находиться на своем месте и быть закреплены до выхода в рейс и должны оставаться в таком положении до тех пор, пока судно не ошвартуется у причала в следующем порту.
8 Несмотря на требования пункта 7, Администрация может разрешить открывать во время плавания отдельные проходы через такие переборки, но только на время, достаточное для прохода людей, и, если требуется, для проведения важнейших работ на судне.
9 На всех пассажирских судах ро-ро капитан или назначенное им лицо командного состава должны обеспечить, чтобы во время плавания без их явно выраженного согласия ни одному пассажиру не разрешался доступ на закрытую палубу ро-ро.
Название изменено с 1 января 2020 г. - Резолюция MSC.421(98) от 15 июня 2017 г.
Правило 24
Дополнительные требования по предотвращению и предупреждению поступления воды и т. д. на грузовых судах
Пункт 1 изменен с 1 января 2020 г. - Резолюция MSC.421(98) от 15 июня 2017 г.
1 Во время плавания отверстия в наружной обшивке, расположенные ниже палубы, ограничивающей вертикальную протяженность повреждения, должны быть постоянно закрыты.
2 Несмотря на требования пункта 3, Администрация может разрешить, чтобы отдельные двери могли быть открыты, по усмотрению капитана, если это необходимо для работы судна и при условии, что не снижается безопасность судна.
Пункт 3 изменен с 1 января 2020 г. - Резолюция MSC.421(98) от 15 июня 2017 г.
3 Водонепроницаемые двери или аппарели, установленные для внутреннего разделения больших грузовых помещений, должны быть закрыты до выхода в рейс и оставаться закрытыми во время плавания. Время, когда такие двери открываются или закрываются, должно регистрироваться в судовом журнале, какой может быть предписан Администрацией.
4 Действия с дверями и крышками люков, предназначенными для обеспечения водонепроницаемости внутренних отверстий для прохода, требуют разрешения вахтенного помощника капитана.
Правило 25
Датчики уровня воды на грузовых судах с одним трюмом, не являющихся навалочными судами
1 Грузовые суда с одним трюмом, не являющиеся навалочными судами, построенные до 1 января 2007 года, должны отвечать требованиям настоящего правила не позднее 31 декабря 2009 года.
2 Суда длиной (L) менее 80 м или построенные до 1998 года суда длиной менее 100 м, имеющие только один грузовой трюм, расположенный ниже палубы надводного борта, или имеющие грузовые трюмы ниже палубы надводного борта, не разделенные по меньшей мере одной водонепроницаемой переборкой, доведенной до этой палубы, должны быть оборудованы в таком помещении или помещениях датчиками уровня воды.
3 Датчики уровня воды, требуемые пунктом 2, должны:
.1 подавать звуковой и световой сигналы аварийно-предупредительной сигнализации на ходовом мостике, если уровень воды над вторым дном грузового трюма достигает высоты не менее 0,3 м, и второй сигнал - когда этот уровень достигает высоты, не превышающей 15% средней высоты грузового трюма; и
.2 устанавливаться в кормовой оконечности трюма или над его самой низкой частью, если второе дно не параллельно проектной ватерлинии. Если над вторым дном установлены шпангоуты или частичные водонепроницаемые переборки, Администрация может потребовать установки дополнительных датчиков.
4 Датчики уровня воды, требуемые пунктом 2, могут не устанавливаться на судах, отвечающих требованиям правила XII/12, либо на судах, у которых имеются водонепроницаемые бортовые отсеки по каждому борту грузового трюма, простирающиеся вертикально по меньшей мере от второго дна до палубы надводного борта.
Часть В-4 дополнена правилом 25-1 с 1 января 2024 г. - Резолюция MSC.482(103) от 13 мая 2021 г.
Правило 25-1
Датчики уровня воды на грузовых судах с несколькими трюмами, иных чем навалочные суда и танкеры
1 На грузовых судах с несколькими трюмами, иных чем навалочные суда и танкеры, находящихся на этапе постройки 1 января 2024 года или после этой даты, должны быть установлены датчики уровня воды в каждом грузовом трюме, предназначенном для сухих грузов. Датчики уровня воды не требуются для грузовых трюмов, полностью расположенных выше палубы надводного борта.
2 Требуемые в пункте 1 датчики уровня воды должны:
.1 вызывать срабатывание звуковой и визуальной сигнализации на ходовом мостике, одно - если уровень воды над дном грузового трюма достигает высоты не менее 0,3 м, и второе - если высота достигает не менее 15% глубины грузового трюма, но не более 2 м; и
.2 быть установлены в кормовой части грузовых трюмов. Для грузовых трюмов, которые иногда используются для водяного балласта, может быть установлено устройство отмены сигнализации. Визуальная сигнализация должна обеспечивать четкое разграничение между двумя различными уровнями воды, выявленными в каждом трюме.
3 В качестве альтернативы датчику уровня воды согласно подпункту 2.1 на высоте не менее 0,3 м может быть установлен датчик уровня льяльных вод, расположенный в трюмном сборном колодце грузового трюма или в ином подходящем месте и обслуживающий насосные осушительные средства, требуемые правилом 35-1, при условии что:
.1 датчик уровня льяльных вод расположен на высоте не менее 0,3 м в кормовой части грузового трюма; и
.2 датчик уровня льяльных вод обеспечивает звуковую и визуальную сигнализацию на ходовом мостике, которая четко отличается от сигнализации, подаваемой другим датчиком уровня воды, установленном в грузовом трюме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.