Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 101381-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
(в части регистрации по адресам администраций муниципальных образований лиц из числа детей-сирот, не имеющих мест, где они постоянно или преимущественно проживают), внесенный депутатами Государственной Думы Е.П. Стенякиной, Д.Ф. Вяткиным и другими
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 18.04.2022 года (выписка из протокола N 36, п. 101) Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального N 101381-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в части регистрации по адресам администраций муниципальных образований лиц из числа детей-сирот, не имеющих мест, где они постоянно или преимущественно проживают), внесенный депутатами Государственной Думы Е.П. Стенякиной, Д.Ф. Вяткиным и другими, (далее - законопроект) в части своей компетенции.
Законопроектом предлагается путем внесения изменений в Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закона РФ N 5242-1) и статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закона N 159-ФЗ) разрешить регистрацию по месту жительства по адресу местной администрации муниципального образования, на территории которого такой гражданин был зарегистрирован до достижения возраста 18 лет, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, которые относились к указанной категории и достигли возраста 23 лет (далее - дети-сироты), если они имеют право на предоставление жилого помещения в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ, но не обеспечены им.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, целью внесения указанных положений в законодательство продиктовано длительным сроком ожидания получения жилых помещений, что "влечет для них серьезные трудности в жизнеустройстве, вызывает тревогу за свое будущее и неуверенность". Отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания может привести к административному наказанию, неполучение в полном объеме мер социальной поддержки, проблемы с трудоустройством и др.
Анализируя представленный законопроект и материалы к нему, Комитет отмечает следующее.
Положения Федерального закона N 159-ФЗ не содержат указания на сроки предоставления жилых помещений детям-сиротам. Из этого следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижению ими 18 лет, а также в случае наступления иных обстоятельств, указанных в законе. Тем не менее, в среднем по стране период ожидания получения жилья детьми-сиротами составляет до 5 лет, а в отдельных регионах этот срок составляет до 14 лет.
По состоянию на 1 января 2022 года численность детей-сирот в возрасте от 18 лет и старше, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, составила 213 970 человек (из них 124 958 человек - сироты от 18 до 23 лет, 89 012 человек - сироты, достигшие возраста 23 лет). На 1 января 2020 года - было 184 769 человек (из них 117 069 человек - сироты от 18 до 23 лет, 67 700 человек - сироты, достигшие возраста 23 лет).
Очевидно, что регионы не справляются с накопившейся задолженностью по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Здание местной администрации является нежилым зданием, в связи с чем в силу действующих норм Закона РФ N 5242-1, Жилищного кодекса Российской Федерации не может быть местом жительства, т.е. тем местом, где гражданин постоянно или преимущественно проживает на законных основаниях. Согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, на территории нашей страны проживать можно только в жилых помещениях, а в нежилых - можно временно пребывать, к таким помещениям относятся гостиницы, санатории, больницы, кемпинги и другие помещения, предназначенные для временного пребывания, в связи с чем постоянная регистрация в нежилых помещениях невозможна.
Кроме того, из законопроекта очевидно, что проживание детей-сирот в здании местной администрации не предполагается, в связи с чем такая регистрация может быть признана фиктивной в силу абзаца 9 статьи 2 Закона РФ N 5242-1. Более того, фиктивная регистрация по месту жительства либо по месту пребывания в РФ влечет уголовную ответственность (ст. ст. 322.2, 322.3 УК РФ).
Причины, послужившие разработке законопроекта, являются следствием неисполнения государством своих обязательств по предоставлению жилых помещений лицам, которые относятся к наиболее уязвимой и незащищенной группе населения и нуждаются в особой заботе государства. Пособие по безработице, иные меры социальной поддержки, не решат главную и основную проблему "бездомных" детей-сирот - получение жилого помещения.
Привлечение детей-сирот к административной ответственности за неисполнение Закона РФ N 5242-1 - проживание без регистрации на территории РФ, необоснованно, поскольку они не могут нести ответственность за неисполнение государством свои обязательств.
Решение проблемы "бездомных" детей-сирот посредством возможности их регистрации по месту жительства по адресу местной администрации муниципального образования не будет способствовать решению вопроса обеспечения таких детей-сирот жилыми помещениями, и в этой связи со временем еще более усугубит сложившуюся ситуацию.
Концепция законопроекта требует дополнительного обоснования и обсуждения. Кроме того, Комитет полагает, что решение данного вопроса целесообразно рассматривать в совокупности в рамках развития иных форм жилищного обеспечения детей-сирот.
Председатель Комитета |
С.А. Пахомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.