Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и местному самоуправлению
на проект федерального закона N 101381-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
(в части регистрации по адресам администраций муниципальных образований лиц из числа детей-сирот, не имеющих мест, где они постоянно или преимущественно проживают)
внесен депутатами Государственной Думы Е.П. Стенякиной, Д.Ф. Вяткиным, С.И. Неверовым, Т.В. Буцкой и другими
(утв. решением Комитета от 17 мая 2022 г. N 22/3)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 16 мая 2022 года (протокол N 38, пункт 106) Комитетом Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению в качестве соисполнителя рассмотрен проект федерального закона N 101381-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается ввести норму, в соответствии с которой местом жительства гражданина Российской Федерации, имеющего право на предоставление жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, может быть признан муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, на территории которого находилось последнее место жительства, по которому такой гражданин был зарегистрирован до достижения возраста 18 лет либо до приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Также предлагается определить, что регистрация по месту жительства осуществляется в муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе, на территории которого находилось последнее место жительства, по которому такой гражданин был зарегистрирован до достижения возраста 18 лет либо до приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по адресу местной администрации соответствующего муниципального образования, устанавливаются особенности регистрации по месту жительства таких лиц, порядок и сроки регистрации.
В части своего ведения Комитет по законопроекту отмечает следующее. Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) устанавливает территориальные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и полномочия органов местного самоуправления. Данный закон наделяет органы местного самоуправление правом участия в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.
В последние годы территориальные основы местного самоуправления претерпели изменения.
В соответствии со статей 2 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями (которые входят в состав муниципальных районов), муниципальными и городскими округами. Особенностью городских и муниципальных округов (одноуровневая система организации местного самоуправления) является то, что в их состав входят земли населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Например, вся территория Магаданской области состоит из городских округов, которые отличаются обширными, труднодоступными территориями. Так, один городской округ Магаданской области по территории превосходит многие европейские страны.
Для лучшей управляемости и связи с населением в городских и муниципальных округах в определенных населенных пунктах функционируют территориальные органы местной администрации (подразделения местной администрации по управлению частями территории муниципального образования). Территориальные органы создаются для более эффективного решения вопросов местного значения и осуществления прав органов местного самоуправления в населенных пунктах, входящих в состав муниципального образования.
На основании изложенного Комитет полагает, что целесообразно внести в законопроект изменения, уточнив, что регистрация гражданина возможна не только по адресу местной администрации муниципального образования, но и по адресу территориального органа местной администрации, расположенного в отдельных населенных пунктах (городах, поселках, селах).
При доработке законопроекта отдельное внимание стоит обратить на организацию местного самоуправления в городах федерального значения. В соответствии с частью 1 статьи 79 Федерального закона N 131-ФЗ в городах федерального значения в соответствии с уставами указанных субъектов Российской Федерации местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях. Например, в городе Москве местное самоуправление осуществляется во внутригородских муниципальных образованиях - муниципальных округах, городских округах, поселениях (часть 2 статьи 1 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве"). Полагаем, стоит либо уточнить порядок регистрации (признания местом жительства) в городах федерального значения, либо исключить территорию городов федерального значения из правового регулирования рассматриваемого законопроекта.
Принимая во внимание вышеизложенное Комитет поддерживает концепцию законопроекта с учетом предложений и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.