Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 137906-8 "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее Законопроект) разработан в целях совершенствования правоприменительной практики, связанной со взиманием государственной пошлины за государственную регистрацию соглашений об изменении, расторжении договоров аренды, зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости (далее - Соглашения).
Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2020 года в подпункт 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) внесены изменения, согласно которым за государственную регистрацию сделок с объектом недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации, физическим лицом уплачивается государственная пошлина в размере 2 000 рублей, организацией - в размере 22 000 рублей.
В этой связи увеличился размер государственной пошлины за осуществление государственной регистрации дополнительных соглашений к договорам аренды для организаций с 1 000 до 22 000 рублей, для физических лиц с 350 до 2 000 рублей.
Также это повлекло взимание государственной пошлины за государственную регистрацию соглашении о расторжении договоров аренды в размере, установленном подпунктом 22 пункта статьи 333.33 НК РФ (до 1 января 2020 года государственная пошлина в данном случае не подлежала оплате в соответствии с подпунктом 8.2 пункта 3 статьи 333.35 НК РФ).
Увеличение государственной пошлины за государственную регистрацию Соглашений повлекло увеличение обращений граждан и юридических лиц, поступающих депутатам Государственной Думы и федеральным органам исполнительной власти, из которых следует, что вновь установленные размеры государственной пошлины не обоснованы с точки зрения трудозатрат, а возросшая финансовая нагрузка на граждан и организации привела к негативным экономическим последствиям для оборота недвижимости и требует пересмотра.
Судебная практика по указанному вопросу носит противоречивый характер, отмечая, что в действующем законодательстве отсутствует норма права, прямо устанавливающая размер государственной пошлины за государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды (например, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.02.2021 N Ф07-14780/2020 по делу N А13-6071/2020).
Принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при изменении договора обязательства сторон сохраняются в неизменном виде, а при расторжении договора аренды прекращается соответствующее обременение, в связи с чем государственная пошлина не подлежит оплате (подпункт 8.2 пункта 3 статьи 333.35 НК РФ), представляется, что для целей государственной регистрации Соглашения не должен применяться размер государственной пошлины, предусмотренный для государственной регистрации договора аренды.
Таким образом, Законопроект призван устранить необоснованные расходы физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, Законопроектом предусматривается установление отдельного размера государственной пошлины, взимаемой с физических лиц и организаций за государственную регистрацию Соглашений, - 350 рублей для физических лиц и 1000 рублей для организаций.
Принятие указанного федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Принятие Законопроекта не противоречит Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденным Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 г.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Принятие закона не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2020 года (далее - Закон N 325-ФЗ) в подпункт 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) внесены изменения, согласно которым за государственную регистрацию сделок с объектом недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации, физическим лицом уплачивается государственная пошлина в размере 2 000 рублей, организацией - в размере 22 000 рублей.
В этой связи увеличился размер государственной пошлины в том числе за осуществление государственной регистрации дополнительных соглашений к договорам аренды, соглашений о расторжении договоров аренды.
Вместе с тем, вновь установленные размеры государственной пошлины не обоснованы с точки зрения трудозатрат органа регистрации прав, а возросшая финансовая нагрузка на граждан и организации привела к негативным экономическим последствиям для оборота недвижимости и требует пересмотра.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", с заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
Также стоит отметить, что размер государственной пошлины за государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды зависит от плательщика государственной пошлины, а также вида объекта недвижимости.
Так, например, в случае если с заявлением о государственной регистрации обращаются органы государственной власти или органы местного самоуправления государственная пошлина на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ не уплачивается. За государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, государственная пошлина подлежит уплате в размере 350 рублей (подпункт 25 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ).
По данным Росреестра количество зарегистрированных дополнительных соглашений к договорам аренды на недвижимое имущество в 2018 году составило 613492, в 2019 году - 674106, в 2020 году - 495646. При этом общий показатель количества физических лиц, обратившихся за государственной регистрацией дополнительных соглашений к договору аренды, составляет около 83%.
Учитывая изложенное, возможное недополучение бюджетами бюджетной системы Российской Федерации средств от уплаты государственной пошлины в случае принятия настоящего федерального закона составит 4 400 млн. рублей за календарный год.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.