Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 138674-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования оборота цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав"
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования оборота цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав" (далее - законопроект) подготовлен в целях повышения инвестиционной привлекательности использования цифровых прав бизнесом, в частности путем совершенствования порядка расчетов по сделкам, совершенным с использованием финансовых платформ, инвестиционных платформ, информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов (далее - электронные платформы), а также предотвращения использования цифровых финансовых активов (далее - ЦФА) и утилитарных цифровых прав (далее - УЦП) в качестве средства платежа.
1. В целях урегулирования порядка расчетов по сделкам, совершенным с использованием электронных платформ вносятся изменения в Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ).
Операторы электронных платформ признаются субъектами национальной платежной системы и в этом качестве им предоставляется право осуществлять расчеты по сделкам, совершенным с использованием электронных платформ, при соблюдении следующих требований:
1) об использовании оператором электронной платформы номинального счета, бенефициарами по которому являются пользователи электронной платформы. Режим номинального счета устанавливается Федеральным законом N 161-ФЗ, перечень осуществляемых операций может быть дополнен (ограничен) федеральными законами, регулирующими деятельность оператора электронной платформы. При этом оператора электронных платформ могут открыть как один, так и несколько номинальных счетов;
2) об осуществлении оператором электронной платформы расчетов по сделкам, совершенным с использованием электронной платформы, путем перевода денежных средств по номинальному счету, либо в порядке, устанавливаемом Банком России, путем перечисления между бенефициарами (при совершении сделок с использованием электронной платформы) по одному номинальному счету принадлежащих им денежных средств без изменения остатка денежных средств по номинальному счету;
3) о запрете для оператора электронной платформы предоставлять пользователю электронной платформы денежные средства для увеличения его остатка денежных средств, учитываемых на номинальном счете, а также начислять проценты на остаток денежных средств пользователя электронной платформы.
В целях контроля за порядком осуществления расчетов предусматривается включение операторов электронных платформ в реестр Банка России, а также право Банка России в рамках надзора в отношении национальной платежной системы применять меры воздействия к операторам электронных платформ в случаях нарушения требований Федерального закона N 161-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России.
2. В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Указанной статьей также установлен запрет на введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов.
Согласно действующему регулированию цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав перечень сделок, предметом которых являются ЦФА, является открытым, при этом прямой запрет на использование ЦФА и УЦП в качестве средства платежа не предусмотрен. В этой связи существует риск использования ЦФА и УЦП для расчетов.
Законопроектом вносятся изменения, направленные на устранение указанных рисков использования ЦФА и УЦП в качестве денежного суррогата путем установления прямого запрета на передачу или прием ЦФА и УЦП в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, а также иного способа, позволяющего предполагать оплату ЦФА товаров (работ, услуг).
В качестве меры, способствующей реализации установленных запретов, на оператора обмена ЦФА возлагается обязанность отказать в обеспечении заключения сделок с ЦФА и УЦП при нарушении установленных запретов.
Принимая во внимание, что выпуск и обеспечение заключения сделок с ЦФА и УЦП осуществляется в рамках информационной системы, возможность использования ЦФА и УЦП в качестве средства платежа, в том числе, зависит от функциональных возможностей такой информационной системы. В связи с этим законопроектом устанавливается для оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, а также для оператора инвестиционной платформы обязанность по обеспечению невозможности технически внести и изменить запись о ЦФА пользователем информационной системы в случае нарушения пользователем требований части 10 статьи 4 настоящего Федерального закона при совершении сделок с цифровыми финансовыми активами.
В целях устранения правовой неопределенности законопроектом предусматривается прямое закрепление в Федеральном законе от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах" возможности приобретения ЦФА при выпуске без привлечения оператора обмена.
3. Законопроектом также предусматриваются изменения в Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", направленные на совершенствование порядка установления и прекращения залога эмиссионных ценных бумаг, которым обеспечиваются требования по ЦФА. В соответствии с предлагаемыми правками в отдельных случаях прекращение залога эмиссионных ценных бумаг, которым обеспечиваются требования по ЦФА, будет возможно без согласия обладателей ЦФА.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект содержит требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы. Соответствующий контроль (надзор) будет осуществляться Банком России.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в части регулирования оборота цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в части регулирования оборота цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав" не потребует выделения дополнительных средств из бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в части регулирования оборота цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в части регулирования оборота цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.