Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 140646-8 "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования организационно-правовых механизмов допуска водителей транспортных средств к участию в дорожном движении.
На протяжении последних лет на фоне общего устойчивого снижения показателей дорожно-транспортного травматизма отмечаются негативные тенденции в части аварийности по вине водителей, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки, водителей, управляющих транспортными средствами на основании иностранных национальных водительских удостоверений.
В 2021 году из-за нарушений правил дорожного движения водителями автобусов совершено 3464 ДТП. В таких ДТП погибли 166 и ранены 5325 человек, при этом число погибших увеличилось на 3,1%.
Анализ зарубежного опыта в вопросах допуска граждан к управлению автобусами, в том числе Республики Казахстан и стран европейского союза, свидетельствует о применении поэтапного подхода от допуска к управлению транспортными средствами с меньшей пассажировместимостью к большей, а также установлением более высоких минимальных возрастных ограничений для категории "D".
В целях повышения уровня подготовленности водителей к управлению транспортными средствами законопроектом предусматривается осуществление допуска водителей к управлению транспортными средствами категории "D" и подкатегории "D1" только при наличии стажа управления транспортными средствами других категорий.
Указанные нововведения не будут распространяться на лиц, прошедших соответствующее профессиональное обучение в организациях, осуществляющих профессиональное обучение водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов, а также лиц, проходящих военную службу. До достижения указанными лицами установленного законопроектом возраста имеющиеся у них водительские удостоверения будут действительными при управлении транспортными средствами категории "D" и подкатегории "D1", принадлежащими только Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба.
На фоне общего снижения аварийности в 2021 году остается неблагоприятной ситуация с аварийностью по вине водителей - иностранных граждан. Так, в 2021 году по вине таких водителей произошло 5062 ДТП (+5,7%), в которых погибли 431 человек и были ранены 6709 (+5,7%) человек.
Также отмечается высокий риск совершения аварий по вине начинающих водителей (со стажем управления транспортными средствами до 2 лет), управлявших транспортными средствами на основании иностранных водительских удостоверений.
Международный опыт обмена иностранных водительских удостоверений в странах с высоким уровнем безопасности дорожного движения свидетельствует об обмене иностранных водительских удостоверений категорий "С", "D", "СЕ", "DE" и подкатегорий "C1", "D1", "С1Е", "D1E" только после прохождения соответствующего обучения и сдачи экзаменов. В связи с чем, законопроектом предусматривается установление подобной нормы для обмена иностранных водительских удостоверений.
В связи с многочисленными обращениями граждан по вопросам, связанным с заменой водительских удостоверений с разрешающими отметками, подтверждающими право на управление составами транспортных средств, с учетом международного опыта и опыта СССР в части допуска к управлению составами транспортных средств, законопроектом устанавливается действительность водительских удостоверений одних категорий и подкатегорий составов транспортных средств по отношению к другим категориям и подкатегориям составов транспортных средств.
Так, водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории "СЕ" будет подтверждать право на управление транспортными средствами категории "BE" и "DE" и подкатегории "С1Е" и "D1E" (при наличии у владельца водительского удостоверения категории "В" или "D" или подкатегории "D1" соответственно и стажа управления не менее двенадцати месяцев).
Законопроектом уточняется правовая норма, определяющая получение права на управление транспортным средствами.
Законопроектом уточняются вопросы допуска к управлению транспортными средствами на территории Российской Федерации лиц, имеющих иностранные национальные водительские удостоверения и порядка их обмена на российские национальные водительские удостоверения.
Как показывает практика, лица, получившие гражданство Российской Федерации или вид на жительство, управляют транспортными средствами на основании ранее выданных иностранных водительских удостоверений, в том числе выданных бессрочно, что позволяет, уклоняться от прохождения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств, проводимого в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона о безопасности дорожного движения при замене водительского удостоверения после истечения срока его действия.
В этой связи, законопроектом предусмотрены изменения, являющиеся наиболее оптимальным решением данной проблемы. Так, законопроектом устанавливается норма о признании недействительными иностранных водительских удостоверений по истечении шести месяцев с даты получения их владельцем вида на жительство или паспорта гражданина Российской Федерации.
Кроме того, уточняются условия управления транспортными средствами на территории Российской Федерации на основании иностранных национальных водительских удостоверений, выданных в иностранных государствах, не являющихся совместно с Российской Федерацией участниками международных договоров в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Предусматривается закрепление возможности управления на территории Российской Федерации транспортными средствами на основании водительских удостоверений, выданных в иностранных государствах, не являющихся совместно с Российской Федерацией участниками международных договоров в области обеспечения безопасности дорожного движения, только при наличии соответствующего перевода на русский язык, за исключением случаев, если в данном водительском удостоверении все записи составлены на русском языке.
Также законопроектом предлагается дополнить статью 26 Федерального закона о безопасности дорожного движения новой нормой, устанавливающей запрет на получение права управления транспортными средствами для лиц, допустивших управление транспортным средством в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами.
В целях исключения допуска к управлению транспортными средствами лиц, совершивших грубые нарушения административного законодательства, а также обеспечения единообразного подхода к получению права управления транспортными средствами такими лицами законопроектом предлагается дополнить статью 26 Федерального закона о безопасности дорожного движения пунктом 6, устанавливающим для лиц, не имеющих право управления и подвергнутых административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 12.8, частью 2 статьи 12.26 КоАП РФ либо частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ, запрет на допуск к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами и (или) выдаче водительских удостоверений до истечения срока, в течение которого указанные лица считаются подвергнутыми данному административному наказанию.
Ввиду того, что уголовное наказание в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортным средством назначается равным образом как в отношении лиц, которые имеют право управления транспортным средством, так и лиц, не имеющих соответствующего права, законопроектом устанавливается также запрет на получение права на управление транспортными средствами для лиц, не имеющих права управления, которым в установленном порядке назначено уголовное наказание в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортным средством.
Предлагаемые законопроектом решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте содержатся обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
С учетом требований части 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" срок вступления в силу закона установлен с 1 марта 2023 г.
Представляется, что предлагаемые изменения в Федеральном законе о безопасности дорожного движения положительно отразятся на состоянии безопасности дорожного движения, позволят предупредить совершение новых административных правонарушений, а также значительно снизить количество дорожно-транспортных происшествий и тяжесть их последствий.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Полномочия, которыми будут наделены федеральные органы исполнительной власти в связи с принятием законопроекта, будут реализованы ими в рамках предельной численности работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных на руководство и управление в установленной сфере.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (далее - законопроект) потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
а) постановления Правительства Российской Федерации, вносящего изменения в Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений в части уточнения порядка обмена иностранных национальных водительских удостоверений.
Срок подготовки: 30 декабря 2022 г.
Ответственные исполнители: МВД России, Минтранс России, Минэкономразвития России;
б) приказа МВД России, вносящего изменения в Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений в части определения административных процедур и действий при обмене иностранных национальных водительских удостоверений.
Срок подготовки: 30 декабря 2022 г.
Ответственный исполнитель - МВД России, Минтранс России, Минэкономразвития России;
в) приказа МВД России, вносящего изменения в приказ МВД России от 13 мая 2009 г. N 365 "О введении в действие водительского удостоверения" в части изменения оформления водительского удостоверения в связи с действительностью водительских удостоверений одних категорий и подкатегорий составов транспортных средств по отношению к другим категориям и подкатегориям составов транспортных средств.
Срок подготовки: 30 декабря 2022 г.
Ответственные исполнители: МВД России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.