Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 140571-8 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (далее - Законопроект) разработан ФАС России в соответствии с пунктом 107 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год в целях упорядочения и приведения к единообразию процедуры рассмотрения в досудебном порядке споров, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - органы регулирования) и регулируемыми организациями в сферах государственного регулирования цен (тарифов).
Целью законопроекта является введение в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) процедуры досудебного рассмотрения споров по установленным регулируемыми органами тарифам в области обращения с твердыми коммунальными отходами по аналогии с другими сферами, в которых осуществляется государственное регулирования цен (тарифов). Указанная цель может быть реализована исключительно с помощью закрепления необходимых нормативных положений в Федеральном законе "Об отходах производства и потребления".
В настоящее время в соответствии с Федеральными законами "Об электроэнергетике", "О теплоснабжении", "О водоснабжении и водоотведении", "О естественных монополиях" ФАС России осуществляет рассмотрение споров и разногласий в регулируемых указанными законами сферах в части государственного ценообразования.
Также следует обратить внимание, на анализ правоприменительной практики свидетельствующий, что в 2020 году в ФАС России поступило 100 жалоб, содержащих конкретные сведения о признаках нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере ТКО, в 2021 году - 75.
Вместе с тем в сфере ТКО указанная процедура отсутствует, что приводит к ограничению инструментария реализации участниками указанных правоотношений своих прав и интересов, а также снижения эффективности регулирования ценообразования в указанной сфере, так как при рассмотрении жалоб в сфере ТКО используются положения Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и общие положения законодательства о государственном контроле (надзоре) в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Законопроектом предусматривается внесение следующих изменений:
- дополнить статью 5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в части полномочий Российской Федерации в области обращения с отходами новым полномочием, предусматривающими утверждение Правительством Российской Федерации порядка рассмотрения в досудебном порядке споров, возникающих между органами регулирования тарифов, организациями, осуществляющими обращение с ТКО, и потребителями таких услуг, по вопросам установления и (или) применения тарифов сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
- дополнить статью 5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в части полномочий Российской Федерации в области обращения с отходами новым полномочием уполномоченного федерального органа исполнительной власти по рассмотрению в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, досудебных споров, возникающих между органами регулирования тарифов, организациями, осуществляющими обращение с ТКО, и потребителями таких услуг, по вопросам установления и (или) применения тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Необходимо отметить, что вводимый порядок рассмотрения досудебных споров в сфере обращения с ТКО не является обязательным досудебным порядком урегулирования административного или иного публичного спора в понимании Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем его не соблюдение не препятствует обращению в суд с заявлением о признании решения об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) незаконным.
Также в связи с необходимостью принятия нормативных правовых актов подзаконного характера, направленных на реализацию законопроекта, статьей 2 законопроекта предусмотрен отлагательный срок его вступления в силу.
Принятие положений, предусмотренных Законопроектом, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В Законопроекте требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения, отсутствуют.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
Исходя из положений пункта 123 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской федерации и количества жалоб на законность и экономическую обоснованность регулируемых цен (тарифов) на услуги в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, поступивших в ФАС России, принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" прогнозируемо повлечет поступления в федеральный бюджет ежегодно доходов в размере 10 500 000 рублей (планируемый расчет доходов, приведенный исходя из среднего арифметического количества жалоб в сфере ТКО и размера государственной пошлины в соответствии со статьей 333.33 Налогового Кодекса).
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" не потребует расходов за счет средств федерального бюджета. Реализация полномочий, предусмотренных законопроектом, будут осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников ФАС России и фонда оплаты труда его работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ФАС России в федеральном бюджете на руководство и управление в установленной сфере деятельности.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" не потребует внесения изменений в федеральные законы, признания утратившим силу или принятие федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
1. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе";
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2018 г. N 533 "Об утверждении Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 2009 г. N 14 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
Приказ ФАС России от 19 июня 2018 г. N 827/18 "Об утверждении регламента деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров".
Ответственный исполнитель - Федеральная антимонопольная служба.
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" не потребует принятия или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.