Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 140582-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на разграничение полномочий по приему, хранению и уничтожению изъятого, добровольно сданного или найденного оружия и боеприпасов к оружию, взрывных устройств и взрывчатых веществ между войсками национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска) и МВД России.
С 1 января 2018 г. войсками выполняется функция по приему от МВД России изъятого оружия и патронов к нему и их уничтожению.
В настоящее время в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) войска наделены полномочиями по осуществлению приема, хранения и уничтожения изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ.
Порядок взаимодействия Росгвардии и МВД России по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере оборота оружия, определен совместным приказом от 22 февраля 2019 г. N 54/90 "Об утверждении Порядка взаимодействия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальных органов и органов внутренних дел Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере оборота оружия" (далее - совместный приказ).
На основании совместного приказа в период с 1 января 2018 г. по 1 января 2021 г. подразделениями войск от МВД России принято и уничтожено более 425 тыс. единиц изъятого оружия и более 5,6 млн. штук патронов.
Принимая во внимание, что войска не имеют аналогичной МВД России структуры собственных подразделений и оборудованных помещений для хранения изъятого оружия, выполнение функций по приему и хранению изъятого из оборота оружия и патронов к нему, а также добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию указанными подразделениями не представляется возможным. Сохранение указанных полномочий за войсками предполагает создание в Росгвардии аналогичной органам внутренних дел структуры, и как следствие, дополнительное формирование территориальных подразделений на районном уровне, а также дооборудование мест хранения оружия.
В целях недопущения расходов федерального бюджета на оборудование помещений для хранения оружия в подразделениях Росгвардии на районном уровне требуется законодательное разграничение полномочий между органами внутренних дел и войсками национальной гвардии Российской Федерации по изъятию, хранению и уничтожению оружия.
В этой связи разработан законопроект, которым предлагается внести в федеральные законы "Об оружии", "О полиции", "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" изменения и закрепить полномочия по приему изъятого оружия, а также добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, и временному его хранению (в течение не более 4 месяцев), за территориальными органами МВД России, а полномочия по приему от органов внутренних дел, хранению и уничтожению указанного оружия и боеприпасов, патронов к нему за войсками национальной гвардии Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается, что оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренных Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия и патронов к нему, будут передаваться (сдаваться) в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для временного хранения на срок, не превышающий 4 месяца, до передачи в территориальный орган Росгвардии, в соответствии с Федеральным законом.
Изымаемые подразделениями войсками в соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 9 Федерального закона оружие, боеприпасы, патроны к оружию, основные части огнестрельного оружия, в соответствии с законопроектом будут передаваться в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для временного хранения на срок, не превышающий 4 месяца, до возврата собственнику на основании решения территориального органа Росгвардии или передачи в территориальный орган Росгвардии. Законопроектом вносятся необходимые корреспондирующие изменения и в Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".
Законопроектом одновременно закрепляется полномочие по порядку передачи изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ, основных частей огнестрельного оружия между органами внутренних дел (полицией) и территориальными органами Росгвардии, которое будет реализовано путем издания приказа Росгвардии и МВД России.
Положения законопроекта учитывают возможности федерального бюджета, который направлен на рациональное использование ранее созданной в МВД России инфраструктуры объектов для хранения изъятого оружия и исключения дублирования функций хранения изъятого оружия на районном и региональном уровнях.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет негативных последствий на социально-экономическую и финансовую ситуацию в России, а также не повлияет на реализацию государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Особый порядок вступления законопроекта в силу обусловлен необходимостью подготовки и издания подзаконных актов.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" будет осуществляться за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральными законами о федеральном бюджете на очередной год и на плановый период, и не потребует дополнительных финансовых ассигнований из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует внесения изменений в иные федеральные законы.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует:
1. Издание постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (далее - постановление).
Целью принятия постановления является приведение Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 (далее - Правила), в соответствие с требованиями Федерального закона.
Предметом правового регулирования является внесение изменений в Правила в части, касающейся передачи изъятого оружия и патронов к нему органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за соблюдением правил охоты, рыболовства, охраны природы и природных ресурсов.
Срок подготовки проекта постановления - в течение ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Головной исполнитель: Росгвардия.
Соисполнители: МВД России, Минфин России, Минприроды России и ФСБ России.
2. Издание приказа Росгвардии и МВД России о внесении изменений в совместный приказ Росгвардии и МВД России от 22 февраля 2019 г. N 54/90 "Об утверждении Порядка взаимодействия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальных органов и органов внутренних дел Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере оборота оружия" (далее - совместный приказ).
Целью издания и предметом правового регулирования совместного приказа является внесение изменений в порядок и сроки приема (передачи) изъятого оружия и патронов между подразделениями Росгвардии и МВД России, а также определение порядка возврата оружия и патронов собственнику.
Головной исполнитель: Росгвардия и МВД России.
Срок подготовки совместного приказа - в течение ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона.
3. Издание приказа Росгвардии и МВД России "Об утверждении Порядка передачи изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ, основных частей огнестрельного оружия между органами внутренних дел (полицией) и территориальными органами Росгвардии".
Целью издания и предметом правового регулирования указанного приказа является утверждение в соответствие с требованиями Федерального закона механизма передачи изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ, основных частей огнестрельного оружия между органами внутренних дел (полицией) (на районном уровне) и территориальными органами Росгвардии (на региональном уровне).
Головной исполнитель: Росгвардия, МВД России.
Срок подготовки приказа Росгвардии и МВД России - в течение ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.