Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 141547-8 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в части регулирования оснований оставления исковых заявлений без рассмотрения, а также в части определения исключительной подсудности дел с участием иностранных лиц"
Досье на проект федерального закона
При разрешении судами споров в судебной практике часто возникают ситуации, когда уже в рамках рассматриваемого дела ответчик заявляет о несоблюдении истцом обязательного порядка урегулирования спора.
Последствием несоблюдения порядка обязательного досудебного урегулирования спора в арбитражном (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ) и в гражданском (ст. 222 ГПК РФ) процессах является оставление искового заявления без рассмотрения.
Совершенно очевидно, что ответчик, заявляющий после подготовки дела к судебному разбирательству, на стадии рассмотрения дела по существу о необходимости оставления искового заявления без рассмотрения из-за несоблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора, руководствуется не соображениями разрешения правового конфликта по существу, а затягиванием его разрешения, злоупотребляя своими процессуальными правами.
Оставление иска без рассмотрения на стадии судебного разбирательства, когда в материалы дела уже представлены доказательства сторон, а судом разрешаются ходатайства, направленные на установление обстоятельств по делу, как правило приводит к тому, что истец должен, направить претензию ответчику, выждать срок на ответ. В течение этого срока ответчик как правило совершает действия, направленные на вывод активов, с целью невозможности исполнения принятого в последующем судебного акта.
В настоящий время суды по-разному решают данную проблему. Иногда истцу удается доказать явное злоупотребление в действиях ответчика, ссылаясь в том числе на принцип эстоппеля, но чаще всего суды вынуждено удовлетворяют ходатайства об оставлении иска без рассмотрения, опираясь на императивность оснований для оставления заявлений без рассмотрения. И дальше процесс подготовки к делу и само судебное разбирательство начнется заново.
При этом, законодателем уже проработан правовой механизм, направленный на противодействие злоупотреблениям, связанным с затягиваем спора с помощью третейских оговорок. Так, положениями ГПК РФ и АПК РФ предусматривается оставление заявлений без рассмотрения из-за наличия между сторонами соглашения о рассмотрения спора третейским судом. Но оставление иска без рассмотрения возможно лишь в том случае, если любая из сторон не позднее дня представления своего первого заявления по существу спора в суде первой инстанции заявит по этому основанию возражение в отношении рассматриваемого дела в арбитражном суде или суде общей юрисдикции.
Представляется, что аналогичным образом целесообразно дополнить п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ и ст. 222 ГПК РФ.
Чтобы сохранить баланс интересов сторон законопроект предусматривает обязанность суда отложить судебное заседание в том случае, если ответчик после своего первого заявления по существу спора, заявит ходатайство об отложении судебного заседания в связи с несоблюдением истцом досудебного порядка урегулирования спора.
Предложенная законодательная инициатива также поможет разгрузить суды, вынужденных рассматривать дважды один и тот же спор из-за того, что в первый раз до вынесения судебного акта одной из сторон было заявлено ходатайство об оставлении иска без рассмотрения из-за того, что истец или не направил претензию ответчику или направил, но обратился при этом в суд до истечения срока на ее рассмотрение.
Представленный законопроект также расширяет основания исключительной подсудности по спорам с иностранными лицами. В условиях противостояния России с западными странами перечень санкций, принимаемых против России и российских компаний или граждан, пополняется едва ли не каждый день. При этом не всегда представляется возможным оперативно отследить принятие конкретных санкций против российских субъектов.
Более того, в данный момент очевидно, что развернутая против всего российского общества пропаганда, проникла и в правовую сферу, а поэтому полагаться на объективное и справедливое разрешение спора с участием российских юридических и физических лиц в суде недружественного государства невозможно.
Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р утвержден перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц (Государства - члены Европейского союза, Канада, Соединенные Штаты Америки, Тайвань (Китай), Украина, Черногория, Швейцария, Япония и пр.).
В связи с этим предлагается рассмотреть возможность дополнения гражданского и арбитражного процессуальных кодексов нормами предусматривающими, что к исключительной компетенции арбитражных судов и судов общей юрисдикции в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц относятся дела, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в иностранном государстве или территории, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в части регулирования оснований для оставления исковых заявлений без рассмотрения, а также в части определения исключительной подсудности дел с участием иностранных лиц"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в части регулирования оснований для оставления исковых заявлений без рассмотрения, а также в части определения исключительной подсудности дел с участием иностранных лиц" не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в части регулирования оснований для оставления исковых заявлений без рассмотрения, а также в части определения исключительной подсудности дел с участием иностранных лиц"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в части регулирования оснований для оставления исковых заявлений без рассмотрения, а также в части определения исключительной подсудности дел с участием иностранных лиц" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.