Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 127389-8 "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона (далее - проект) направлен на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность и правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
По проекту имеется ряд замечаний.
Проектом предусматривается создание Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося некоммерческой организацией (статьи 1 и 2 проекта), путем реорганизации в форме преобразования государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему государственного учреждения - Фонда социального страхования Российской Федерации (статья 23 проекта). Согласно статьям 7 и 8 проекта осуществление функций учредителя Фонда от имени Российской Федерации будет осуществлять Правительство Российской Федерации, имущество Фонда (в том числе средства бюджета Фонда) будет являться собственностью Российской Федерации, закрепленным за Фондом и его территориальными органами на праве оперативного управления.
Исходя из перечисленных особенностей создаваемой некоммерческой организации (в том числе способа закрепления имущества, являющегося собственностью Российской Федерации) обращаем внимание, что проектируемая организационно-правовая форма Фонда из перечисленных в статье 50 Гражданского кодекса Российской Федерации соответствует признакам государственного учреждения.
Применительно к части 11 статьи 23 проекта, устанавливающей презумпцию закрепления за Фондом земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на тех же правах, на которых они были предоставлены правопредшественникам Фонда (как правило, это право постоянного бессрочного пользования), отмечаем, что порядок предоставления на указанном праве земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется статьей 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
В части 2 статьи 6 проекта с учетом проектируемой организационно-правовой формы Фонда необходимо уточнить, будут ли указанные в ней "информационные системы Фонда" являться государственными информационными системами, создаваемыми в порядке, определенном в части 1 данной статьи, или это иные информационные системы в понимании статьи 13 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ ). Также не определен обладатель информации, содержащейся в "информационных системах Фонда" (статья 6 Федерального закона N 149-ФЗ). В зависимости от статуса информационной системы к ней применяются различные требования по защите содержащейся в ней информации и обработке персональных данных.
Используемое в части 3 статьи 8 проекта, определяющей источники формирования бюджета Фонда, понятие "страховые взносы" следует уточнить исходя из того, что под страховыми взносами пунктом 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), к сфере регулирования которого относится установление страховых взносов, понимаются лишь обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, устанавливаемые Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), в это понятие не входят.
Подпункт "г" пункта 2 статьи 12 проекта, который наделяет наблюдательный совет Фонда компетенцией по рассмотрению вопросов об установлении и (или) изменении их размеров, не учитывает, что тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование определяются главой 34 НК РФ (с 1 января 2023 года меняется на единый тариф страховых взносов, распределяемый по конкретным видам страхования по нормативам, устанавливаемым Бюджетным кодексом Российской Федерации, что предусматривается в соответствующих взаимосвязанных проектах), а страховые тарифы по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом, проект которого на очередной финансовый год и плановый период вносится Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (статья 21 Федерального закона N 125-ФЗ).
Кроме того, с учетом изложенного требует уточнения и положение части 2 статьи 19 проекта, признающей обязательным актуарное оценивание деятельности Фонда по расчету размера тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование.
Частью 14 статьи 23 проекта предусматривается освобождение от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица, что относится к сфере регулирования НК РФ.
Указание в подпункте "б" пункта 1 части 3 статьи 20 проекта на учет стажа работы в реорганизуемых Фонде социального страхования Российской Федерации и Пенсионном фонде Российской Федерации для установления государственного пенсионного обеспечения работников Фонда не согласуется со статьей 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", содержащей перечень лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.
Замечания редакционного и юридико-технического характера переданы в Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов в рабочем порядке.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.