Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 145011-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (в части защиты прав правообладателей географических указаний)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (в части защиты прав правообладателей географических указаний)" (далее - законопроект) предусматривает возможность включать по запросу правообладателя в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности не только объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки (знаки обслуживания) и наименования мест происхождения товара, но и географические указания, а также предоставляет право таможенным органам принимать меры по защите прав на вышеуказанные результаты интеллектуальной деятельности, содержащиеся в товарах, помещаемых под таможенные процедуры.
В настоящее время в соответствии с главой 52 и статьей 124 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТКЕАЭС) таможенные органы могут приостанавливать срок выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (далее - ОИС), включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов (далее - единый таможенный реестр) или национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее - таможенный реестр), который ведется таможенным органом государства-члена Евразийского экономического союза.
В статье 385 ТК ЕАЭС определено, что к ОИС, которые могут быть включены в единый таможенный реестр, относятся объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров.
Согласно статье 386 ТК ЕАЭС таможенными органами государств-членов ведется национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, в который включаются объекты интеллектуальной собственности, права на которые охраняются в государстве-члене и которые подлежат защите таможенными органами на территориях таких государств-членов. Условия и порядок включения таких объектов в национальный таможенный реестр, а также порядок ведения реестра устанавливаются законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В соответствии с положениями статьи 334 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) в таможенный реестр на основании запроса правообладателя по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, включаются лишь объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки (знаки обслуживания) и наименования мест происхождения товара.
В отношении помещаемых под таможенные процедуры товары, содержащие объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки (знаки обслуживания) и наименования мест происхождения товара, включенные по инициативе правообладателя в единый таможенный реестр или в таможенный реестр на основании статьи 327 Федерального закона N 289-ФЗ таможенные органы в обязательном порядке (по инициативе правообладателя) принимают меры по защите прав на ОИС, связанные с приостановлением срока выпуска товаров. В случае обнаружения признаков нарушения прав правообладателя, таможенные органы вправе приостанавливать срок выпуска товаров, содержащих вышеуказанные ОИС, без заявления правообладателя.
Вместе с тем географические указания в соответствии со статьями 334, 327 Федерального закона N 289-ФЗ включению в таможенный реестр не подлежат, возможность приостановления срока выпуска таких товаров по запросу правообладателей либо при обнаружении признаков нарушения прав правообладателя не предусмотрена.
Указанное обстоятельство представляется несправедливым, поскольку гражданским, административным и уголовным законодательством Российской Федерации на территории Российской Федерации правовая защита в равной степени предоставляется как собственникам объектов авторского права и смежных прав, товарных знаков (знаков обслуживания) и наименования мест происхождения товара, так и правообладателям географического указания. При этом все вышеуказанные ОИС проходят равную процедуру государственной регистрации для подтверждения правообладания собственником.
В связи с этим законопроектом предлагается:
- в статью 334 Федерального закона N 289-ФЗ внести изменения, предусматривающие возможность включать по запросу правообладателей в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности географические указания;
- статью 327 Федерального закона N 289-ФЗ дополнить положениями, предусматривающими полномочия таможенных органов принимать меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении помещаемых под таможенные процедуры товаров, содержащих также географические указания, в том числе без заявления правообладателя при обнаружении признаков нарушения прав правообладателя.
Предлагаемые законопроектом дополнения позволят в равной степени защитить права собственников результатов интеллектуальной деятельности, прошедших государственную или иностранную государственную регистрацию, а также исключить возможные финансовые потери правообладателей в случае незаконного использования третьими лицами результатов их интеллектуальной деятельности.
Особый порядок вступления в силу Федерального закона (по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования) вызван необходимостью изменения Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, утвержденного приказом ФТС России от 28 января 2019 г. N 131.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование 9к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (в части защиты прав правообладателей географических указаний)"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (в части защиты прав правообладателей географических указаний)" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (в части защиты прав правообладателей географических указаний)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (в части защиты прав правообладателей географических указаний)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Принятие федерального закона потребует изменения приказа ФТС России от 28 января 2019 г. N 131 "Об утверждении административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности" и Приложения к приказу ФТС России от 28 января 2019 г. N 131 "Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности".
Головной исполнитель - Министерство финансов Российской Федерации, соисполнитель - Федеральная таможенная служба (ФТС России).
Срок подготовки - в течение 3 месяцев с даты принятия федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.