Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 126988-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 126988-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект внесен в едином пакете с проектом федерального закона N 127004-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", а также проектом федерального закона N 127389-8 "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации".
Законопроектом предлагается внести изменения в ряд статей Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) в части установления нормативов зачисления в бюджеты государственных внебюджетных фондов доходов от уплаты страховых взносов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также в связи с образованием Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Так, в связи с введением единого тарифа страховых взносов законопроектом предусмотрено распределение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, уплаченных всеми плательщиками страховых взносов, включая льготные категории, по следующим нормативам:
в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации - на обязательное пенсионное страхование 72,8 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 8,9 процента;
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 18,3 процента.
Для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, законопроектом "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения " предусмотрена уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование в совокупном фиксированном размере с дохода, не превышающего 300 000 рублей за расчетный период, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. В связи с этим в Бюджетном кодексе устанавливается следующий норматив распределения страховых взносов, уплачиваемых в совокупном фиксированном размере:
в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по нормативу 80,1078 процента;
в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - страховые взносы на обязательное медицинское страхование по нормативу 19,8922 процента.
В аналогичном порядке будут распределяться недоимки, пени и штрафы по указанным страховым взносам.
Для зачисления в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых с дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, сохраняется действующий порядок.
Поскольку законопроект является частью пакета законопроектов по оптимизации тарифов страховых взносов, статьей 2 законопроекта определено вступление в силу федерального закона с 1 января 2023 года.
В целях обеспечения непрерывности выполнения Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальными органами государственных функций и полномочий, возложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации на Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации, законопроектом предусматривается установление особенностей составления проекта бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, согласно которым проект бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов составляется Минтрудом России, и вносится им в установленном порядке в Правительство Российской Федерации с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектом бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Положения пункта 2 статьи 1 законопроекта вносят изменения в статью 21 "Классификация расходов бюджетов" Бюджетного кодекса в части наименования подгруппы расходов "Межбюджетные трансферты бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации", а также положения пункта 6 статьи 1 законопроекта вносят изменения в статью 145 "Порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов" Бюджетного кодекса в части представления совместно с проектом бюджета информации об объемах средств резерва по обязательному пенсионному страхованию, объемах средства выплатного резерва, а также объема средств пенсионных накоплений. Комитет отмечает, что необходимо скорректировать сроки вступления в силу, так как вышеуказанные изменения в статьи 21 и 145 Бюджетного кодекса должны применяться к правоотношениям, возникающим при составлении проекта бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Комитет обращает внимание, что заявленной в пояснительной записке целью законопроекта является установление в Бюджетном кодексе Российской Федерации нормативов зачисления в бюджеты государственных внебюджетных фондов доходов от уплаты страховых взносов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Вместе с тем, отдельные положения законопроекта выходят за рамки данной концепции. Так, пунктом 9 статьи 1 законопроекта предлагается не распространять действие статьи 161 "Особенности правового положения казенных учреждений" Бюджетного кодекса на создаваемый Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Необходимо отметить, что в настоящее время положения данной статьи распространяются на все органы государственной власти, органы местного самоуправления и на органы управления государственными внебюджетными фондами. Предлагаемое исключение создает правовые основания для осуществления деятельности, приносящей доходы Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также предоставления и получения кредитов, приобретения ценных бумаг и снимает другие ограничения. Вместе с тем, законопроектом N 127389-8 "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" устанавливается, что деятельность Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации регулируется в том числе нормами бюджетного законодательства, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации открывает казначейские счета в Федеральном казначействе, формирование бюджета Фонда, осуществление контроля за использованием средств бюджета Фонда осуществляются в соответствии с бюджетным законодательством. Также законопроектом N 127389-8 не предусмотрено право осуществления приносящей доходы деятельности.
Таким образом, концептуально в базовом законопроекте N 127389-8 предполагается распространение положений бюджетного законодательства на действия Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. В целях исключения правовой неопределенности распространения положений бюджетного законодательства на действия Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Комитет считает необходимым ко второму чтению проработать вопрос о распространении на Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации положений Бюджетного кодекса о регулировании казенных учреждений.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует принять проект федерального закона N 126988-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении, с учетом его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.