Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 7 июня 2022 г. N 3.1-05/1868@
по Федеральному закону "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 7 июня 2021 года
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект Федерального закона (проект N 124013-8) был внесен в Государственную Думу 16 мая 2022 года депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, Д.В. Бессарабовым, сенаторами Российской Федерации А.А. Клишасом, В.В. Полетаевым и был принят Государственной Думой 18 мая 2022 года в первом чтении, 7 июня 2022 года - во втором и третьем чтениях. В ходе рассмотрения в Государственной Думе проекта Федерального закона в его текст внесены поправки.
Федеральный закон обусловлен обстоятельствами прекращения членства Российской Федерации в Совете Европы и направлен на законодательное определение периода, в течение которого могут подлежать исполнению в Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека, а также уточнение положений, касающихся возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств на основании таких постановлений.
Федеральным законом закрепляется, что постановления Европейского Суда по правам человека, вступившие в силу после 15 марта 2022 года, не подлежат исполнению в Российской Федерации.
Из Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации исключаются положения о том, что постановления Европейского Суда по правам человека являются основанием для отмены вступивших в законную силу судебных решений, а также для возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Предусматривается при этом, что в целях исполнения постановлений Европейского Суда по правам человека, вступивших в силу до 15 марта 2022 года включительно, суды Российской Федерации могут при необходимости применять соответствующие положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Помимо этого расширяются основания для отмены вступивших в законную силу судебных решений и возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств путём дополнения статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации таким основанием, как признание постановлением Конституционного Суда Российской Федерации нормативного акта или его отдельного положения соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании, с которым расходится используемое в судебном решении толкование.
Также уточняется предусмотренный статьей 415 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации порядок пересмотра Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации вступившего в законную силу судебного решения.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон согласуется с Конституцией Российской Федерации и системой федерального законодательства.
Коррупциогенных факторов в Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.