Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 143221-8 "О внесении изменений в подпункт 3 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
Досье на проект федерального закона
Законодательная инициатива предлагает предусмотреть возможность для государственных некоммерческих микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования, осуществляющих в том числе деятельность в качестве государственного фонда развития промышленности, предоставлять займы субъектам деятельности в сфере промышленности, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, при условии, что такие займы могут быть обеспечены не только ипотекой, но и транспортом, производственным оборудованием, иным залогом.
В настоящее время в каждом субъекте Российской федерации осуществляют свою деятельность государственные некоммерческие микрофинансовые организации предпринимательского финансирования (далее - Гос. МФО), созданные, как правило, субъектами Российской федерации в организационно-правовой форме фонда и предоставляющие микрозаймы субъектам малого и среднего предпринимательства по программе Министерстве экономического развития Российской Федерации.
Деятельность Гос. МФО в части микрофинансовой деятельности регулируется нормативными документами Министерства экономического развития Российской Федерации (в частности, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.03.2021 N 142 "Об утверждении требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъектах Российской Федерации, направленных на достижение целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства"), а также Федеральным законом от 02 июля 2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон о микрофинансировании).
По состоянию на 01 января 2022 года в семнадцати субъектах Российской Федерации региональные Гос. МФО в дополнение к микрофинансовой деятельности наделены региональными органами исполнительной власти функционалом государственного фонда развития промышленности на основании Федерального закона от 31 декабря 2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", в соответствии с пунктом 1 статьи 11 которого финансовую поддержку субъектов деятельности в сфере промышленности могут предоставлять государственные фонды развития промышленности, создаваемые Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации в организационно-правовой форме фонда или автономного учреждения. Согласно пункту 4 статьи 11 этого закона государственные фонды развития промышленности предоставляют финансовую поддержку субъектам деятельности в сфере промышленности в любой соответствующей законодательству Российской Федерации форме, в том числе в форме займов.
Только в течение 2021 года Гос. МФО, помимо микрофинансовой деятельности, было предоставлено 86 займов российским промышленным предприятиям на общую сумму 1 102 млн. рублей.
Займы Гос. МФО, по сравнению с банковскими кредитами, предоставляются по более низким процентным ставкам, как правило, от 1 до 5% годовых. При этом обязательством заёмщика обычно является увеличение объёмов реализации продукции, налоговых платежей, количества рабочих мест и т.д.
Таким образом, деятельность Гос. МФО в качестве государственных фондов развития промышленности является безусловно привлекательной для хозяйствующих субъектов, востребована ими и при этом направлена на рост экономики промышленных предприятий региона и увеличение налоговых платежей в бюджет, что свидетельствует об эффективности данной меры финансовой поддержки. Например, промышленные предприятия Удмуртской Республики, являющиеся заёмщиками микрокредитной компании Удмуртского фонда развития предпринимательства (далее - МКК УФРП), показали в 2020 году по сравнению с 2019 годом прирост объёма отгруженных товаров в размере 1,5 млрд. рублей, увеличение объёма налоговых платежей в бюджет Удмуртской Республики - в размере 54 млн. рублей. Дополнительно ими было создано 33 рабочих места.
Вместе с тем существуют ограничения, накладываемые Федеральным законом о микрофинансировании на деятельность Гос. МФО, осуществляющих в том числе предоставление займов промышленным предприятиям в качестве государственного фонда развития промышленности.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон) микрофинансовая организация вправе осуществлять наряду с микрофинансовой деятельностью иную деятельность, в том числе выдавать иные займы юридическим лицам и физическим лицам по договорам займа, исполнение обязательств по которым обеспечено ипотекой, и иные займы юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства.
Действующие ограничения не позволяют Гос. МФО, осуществляющим деятельность в качестве государственного фонда развития промышленности, предоставлять иные займы (более пяти миллионов рублей в соответствии с Федеральным законом о микрофинансировании) субъектам деятельности в сфере промышленности, не обладающим статусом субъекта малого и среднего предпринимательства, в том случае, если исполнение обязательств по таким займам не обеспечено ипотекой. То есть, Гос. МФО не могут предоставить заём более пяти миллионов рублей крупному промышленному предприятию, не являющемуся субъектом малого и среднего предпринимательства, ни под залог дорогостоящего современного оборудования, ни под залог ликвидного транспортного средства, ни под банковскую гарантию одного из системообразующих банков Российской Федерации. Заем может быть предоставлен только в том случае, если обязательства по нему обеспечены ипотекой, что существенно снижает возможности предприятий по привлечению финансирования.
Как следствие, сфера деятельности таких Гос. МФО искусственно ограничена Федеральным законом о микрофинансировании. Кроме того, существенно страдают интересы потенциальных заёмщиков.
В результате для полноценной масштабной финансовой поддержки промышленности и выполнения поставленных федеральным центром задач по увеличению несырьевого экспорта и импортозамещению, региональные органы власти вынуждены создавать отдельные юридические лица, функционирующие исключительно в качестве государственных фондов развития промышленности.
Создание отдельного юридического лица неизбежно влечёт за собой появление дополнительных операционных расходов, связанных с формированием аппарата управления в лице руководителя, главного бухгалтера такого юридического лица, а также необходимостью нести расходы по самостоятельному осуществлению таких сервисных функций, как юридическое сопровождение, организация документооборота, транспортные расходы, банковское обслуживание и т.п.
Расчёты показывают, что дополнительные ежегодные расходы составляют ориентировочно 3,0 - 3,5 млн. рублей в год, что снижает эффективность государственной поддержки бизнеса на уровне отдельно взятого региона в целом за счёт дублирования административных функций и создания нескольких организаций со сходным функционалом. Вынужденное дробление институтов поддержки снижает и управляемость инфраструктуры поддержки со стороны региональных органов исполнительной государственной власти, влечёт за собой дополнительные временные издержки со стороны профильных министерств и ведомств.
При этом следует учесть, что сотрудники Гос. МФО в большинстве своём уже обладают необходимым образованием в сфере финансов, опытом работы в кредитовании, знанием технологий и высоким уровнем компетенций.
Например, МКК УФРП работает на финансовом рынке уже 27 лет, штатная численность составляет более 30 человек, кредитующие подразделения укомплектованы работниками, имеющими стаж работы в кредитных подразделениях банков. Портфель микрозаймов МКК УФРП по состоянию на 01 января 2022 года составляет 1,7 млрд. рублей, портфель займов промышленных предприятий 450 млн. рублей. При этом объём микрозаймов с просроченными платежами более 30 дней составляет чуть более 1%, а портфель займов, выданных промышленным предприятиям, вообще не имеет просроченных платежей, что подтверждает высокое качество работы организации.
В целях установления возможности Гос. МФО, осуществляющим в том числе деятельность в качестве государственного фонда развития промышленности, предоставлять займы, исполнение обязательств по которым не обеспечено ипотекой, субъектам деятельности в сфере промышленности, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, предлагается законопроектом внести соответствующие изменения в подпункт 3 пункта 1 статьи 9 Федерального закона о микрофинансировании.
Наделение действующих на территории субъектов Российской Федерации Гос. МФО полномочиями по финансовой поддержке субъектов деятельности в сфере промышленности в качестве государственных фондов развития промышленности позволит оптимизировать расходы региональных институтов развития и более эффективно использовать выделяемые на эти цели ресурсы.
Совмещение функций государственной некоммерческой микрофинансовой организации предпринимательского финансирования и государственного фонда развития промышленности одним юридическим лицом позволит снизить административно-хозяйственные расходы и посредством гибкого конфигурирования команд сотрудников, с учётом их компетенции позволит максимально полно использовать кадровый потенциал государственной некоммерческой микрофинансовой организации предпринимательского финансирования в области осуществления финансовой поддержки промышленности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в подпункт 3 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в подпункт 3 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета, и из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень законов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих отмене, изменению или дополнению в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в подпункт 3 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в подпункт 3 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 2 июля 2010 года "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" не потребует внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.