Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 143986-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях обеспечения нормативного правового регулирования вопросов организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее - опасные технические устройства зданий и сооружений).
Обязательные требования к организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений установлена Техническими регламентами Таможенного союза TP ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" и TP ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования".
Административная ответственность за нарушение обязательных требований к организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений предусмотрена статьей 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
До 1 июля 2021 г. государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений осуществлялся Ростехнадзором, а также иными федеральными органами исполнительной власти в отношении подведомственных объектов (Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации) на основании постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 407 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза и технических регламентов Евразийского экономического союза" (далее - постановление N 407).
С 1 июля 2021 г. Федеральным законом от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 170-ФЗ) исключены правовые основания для осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов в отношении опасных технических устройств зданий и сооружений.
В реализацию положений Федерального закона N 170-ФЗ также постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2021 N 2265 "О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации об уполномоченных органах государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза и технических регламентов Евразийского экономического союза" признано утратившим силу постановление N 407.
Таким образом в связи с отсутствием законодательных оснований в настоящее время государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к безопасной эксплуатации опасных технических устройства зданий и сооружений не осуществляется, что создает риски причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон N 170-ФЗ, направленных на законодательное закрепление самостоятельного вида государственного контроля (надзора) - федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, в соответствии с требованиями части 8 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Законопроектом определяются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление данного вида федерального государственного контроля (надзора), устанавливаются требований к его организации и осуществлению, а также определяется его предмет.
Реализация полномочий, предусмотренных законопроектом, будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных таким органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Законопроект не устанавливает ранее не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации обязанностей, запретов или ограничений для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не содержит норм, вводящих дополнительные и пересматривающих действующие виды ответственности за нарушение обязательных требований. Законопроект фактически не вводит новый вид государственного контроля (надзора), а создает законодательные основания для возобновления ранее осуществлявшегося вида государственного контроля (надзора).
Принятие законопроекта позволит реализовать международные обязательства Российской Федерации, предусмотренные положениями части 4 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе, в соответствии с которыми законодательством государств-членов Союза должен быть определен порядок проведения государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Реализация предлагаемых Законопроектом решений не приведет к негативным социально-экономическим последствиям, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не потребует увеличения расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.