Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 23 и 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и статью 10 Федерального закона "О персональных данных" (далее - законопроект) разработан в соответствии с подпунктом "е" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 17 июля 2019 г. N Пр-1381 ГС в связи с необходимостью исключения возможности управления транспортными средствами водителями, у которых при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований либо оказании медицинской помощи установлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами, а также организации межведомственного электронного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) по обмену сведениями о выявлении у водителя транспортного средства заболеваний (состояний), являющимися медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами, об оформленных, аннулированных медицинских заключениях о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (далее - медицинское заключение) и о выданных водительских удостоверениях.
В настоящее время законодательством установлена обязанность для водителей, не осуществляющих профессиональную деятельность по управлению транспортными средствами, прохождения медицинского освидетельствования водителей транспортных средств при истечении 10-летнего срока действия водительского удостоверения, однако отсутствие межведомственного информационного взаимодействия между Минздравом России и МВД России по обмену информацией о гражданах, имеющих противопоказания к водительской деятельности, приводит к тому, что водители, у которых выявлены медицинские противопоказания либо ранее не выявлявшиеся медицинские показания или медицинские ограничения, продолжают управлять транспортными средствами до истечения срока действия водительских удостоверений.
В течение последних пяти лет подразделениями Госавтоинспекции на основании судебных решений о прекращения права на управление транспортными средствами лицам, имеющим заболевания, препятствующие безопасному управлению транспортными средствами, было аннулировано более 105,4 тыс. водительских удостоверений. Указанное создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан.
В целях реализации мероприятий Плана законопроектом предусматривается изменение подходов к системе прохождения внеочередного обязательного медицинского освидетельствования, предусмотренного статьей 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Так, в случае выявления у водителя транспортного средства при проведении медицинского осмотра, медицинского освидетельствования либо при оказании медицинской помощи заболеваний (состояний), являющимися медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, информация об этом фиксируется в федеральном реестре документов, содержащем сведения о результатах медицинского освидетельствования, который ведется в ЕГИСЗ (далее - реестр), а водитель направляется для прохождения внеочередного обязательного медицинского освидетельствования, которое проводится врачом-специалистом по профилю выявленного заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием или ранее не выявлявшимся медицинским показанием или медицинским ограничением к управлению транспортным средством.
В случае подтверждения наличия у водителя транспортного средства заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, ранее выданное медицинское заключение аннулируется, информация об этом размещается в реестре, при этом выдается новое медицинское заключение, о чем информируется федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В случае неявки водителя транспортного средства на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование ранее выданное медицинское заключение аннулируется, информация об этом размещается в реестре, о чем информируется федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
При поступлении сведений о выданном медицинском заключении, подтверждающим наличие у водителя транспортного средства заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями, либо об аннулированном медицинском заключении (в случае неявки на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, право на управление транспортными средствами прекращается, водительское удостоверение признается недействительным, о чем информируется владелец водительского удостоверения.
При поступлении сведений о выданном медицинском заключении, подтверждающим наличие у водителя транспортного средства заболеваний (состояний), являющихся ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, ранее выданное водительское удостоверение признается недействительным. Владелец водительского удостоверения информируется о необходимости получения нового водительского удостоверения.
Предоставление из реестра сведений об оформленных, аннулированных медицинских заключениях, о наличии оснований для проведения внеочередного обязательного медицинского освидетельствования в информационные системы МВД России, а также предоставление сведений о выданных водительских удостоверениях из информационных систем МВД России предусматривается осуществлять с использованием СМЭВ.
Порядок обмена сведениями в электронной форме об оформленных и аннулированных медицинских заключениях, о наличии оснований для проведения внеочередного обязательного медицинского освидетельствования и о выданных водительских удостоверениях определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и в сфере внутренних дел.
Информационное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, об оформленных, аннулированных медицинских заключениях и о выданных водительских удостоверениях осуществляется на основании соглашений об информационном взаимодействии, заключаемых между указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В целях возможности осуществления обработки определенных статьей 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" специальных категорий персональных данных, касающихся состояния здоровья, законопроектом вносятся соответствующие изменения в пункт 7 части 2 статьи 10 указанного федерального закона.
Вносимые изменения позволят оптимизировать межведомственное информационное взаимодействие Минздрава России и МВД России по обмену вышеуказанными сведениями, исключить возможность допуска к управлению транспортными средствами лиц, имеющих заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством, а также сократить временные затраты граждан при получении государственной услуги, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на безопасность дорожного движения.
Положения законопроекта направлены на реализацию мероприятия федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги", предусматривающего организацию и осуществление обмена между Минздравом России и МВД России сведениями о выданных медицинских заключениях.
В связи с тем, что в соответствии с паспортом национального проекта "Здравоохранение" и входящего в его состав федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)", государственные информационные системы в сфере здравоохранения, соответствующие требованиям Минздрава России, подключенные к ЕГИСЗ, будут реализованы в субъектах Российской Федерации в 2022 году, с учетом требований части 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" срок вступления в силу законопроекта установлен с 1 марта 2023 года.
Расходы на подключение к ЕГИСЗ государственных и муниципальных медицинских организаций включены в финансирование вышеуказанного федерального проекта. При этом дополнительных расходов из федерального бюджета на развитие подсистем ЕГИСЗ, связанных с подключением частных медицинских организаций, не потребуется.
Реализация дополнительных мероприятий по информатизации, направленных на развитие ЕГИСЗ в связи с принятием законопроекта, не потребуется.
Существующая правоприменительная практика свидетельствует о необходимости законодательного закрепления возможности направления водителей на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование при выявлении признаков заболеваний (состояний), являющимися медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предлагаемые изменения не потребуют дополнительного финансирования и увеличения штатной численности органов внутренних дел.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 23 и 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и статью 10 Федерального закона "О персональных данных"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 23 и 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и статью 10 Федерального закона "О персональных данных" не приведет к увеличению расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Необходимые для реализации положений законопроекта мероприятия по развитию единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее - ЕГИСЗ), а также государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации и медицинских информационных систем медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения не потребуют дополнительных бюджетных ассигнований, поскольку будут выполнены в рамках реализации мероприятий, предусмотренных федеральным проектом "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)" национального проекта "Здравоохранение".
При этом дополнительных расходов из федерального бюджета на развитие подсистем ЕГИСЗ, связанных с подключением частных медицинских организаций, а также дополнительных мероприятий по информатизации, направленных на развитие ЕГИСЗ в связи с принятием законопроекта, не потребуется.
Реализация законопроекта не повлечет увеличения штатной численности сотрудников федеральных органов исполнительной власти.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 23 и 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и статью 10 Федерального закона "О персональных данных"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 23 и 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и статью 10 Федерального закона "О персональных данных" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 23 и 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и статью 10 Федерального закона "О персональных данных"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 23 и 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и статью 10 Федерального закона "О персональных данных" потребует:
1. Внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
а) постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2022 г. N 140 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения" (в части закрепления МВД России в качестве пользователя информации о медицинских заключениях, размещенных в федеральном реестре электронных медицинских документов).
Исп.: Минздрав России, МВД России.
Срок: до 1 декабря 2022 г.
б) постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами" (в части исключения медицинского заключения из перечня документов, предоставляемых для получения государственной услуги на бумажном носителе; дополнения нормой о восстановлении действия права на управление транспортными средствами).
Исп.: МВД России, Минздрав России.
Срок: до 1 декабря 2022 г.
в) приказ Минздрава России от 24 ноября 2021 г. N 1092н "Об утверждении Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), порядка выдачи и формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средства, а также о признании утратившими силу отдельных приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации" (в части определения порядка формирования медицинского заключения в электронной форме и направления информации об его оформлении в МВД России).
Исп.: Минздрав России, МВД России.
Срок: до 1 декабря 2022 г.
г) приказ Минздрава России от 15 июня 2015 г. N 342н "Об утверждении порядка направления на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, а также порядка приостановления действия и аннулирования медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами" (в части расширения случаев направления на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, а также определения порядка аннулирования медицинского заключения в электронной форме).
Исп.: Минздрав России, МВД России.
Срок: до 1 декабря 2022 г.
д) приказ МВД России от 20 февраля 2021 г. N 80 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений" (в части исключения медицинского заключения из перечня документов, предоставляемых для получения государственной услуги на бумажном носителе; определения административной процедуры по восстановлению действия права на управление транспортными средствами).
Исп.: МВД России, Минздрав России.
Срок: до 1 декабря 2022 г.
2. Принятия следующих нормативных правовых актов:
а) постановление Правительства Российской Федерации, утверждающее порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами, восстановления действия права на управление транспортными средствами после утраты оснований прекращения его действия.
Исп.: МВД России, Минздрав России.
Срок: до 1 декабря 2022 г.
б) приказ Минздрава России и МВД России, утверждающий порядок обмена сведениями в электронной форме о выданных, аннулированных медицинских заключениях, о наличии оснований для проведения внеочередного обязательного медицинского освидетельствования и о выданных водительских удостоверениях.
Исп.: Минздрав России, МВД России.
Срок: до 1 декабря 2022 г.
3. Признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1191 "Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами".
Исп.: МВД России.
Срок: до 1 декабря 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.