Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 149922-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с разделом XII Плана мероприятий по переходу до 2021 года федеральных органов исполнительной власти на исполнение первоочередных государственных функций по выдаче разрешений в электронном виде, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2020 г. N 218-р и направлен на реализацию целей и показателей федерального проекта "Цифровое государственное управление".
Согласно действующим нормам Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) предоставление государственных услуг по государственной аккредитации образовательной деятельности и признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в большей части осуществляется на бумажном носителе, включая получение результатов оказания государственных услуг.
Законопроектом предусматривается обеспечение предоставления государственных услуг по государственной аккредитации образовательной деятельности и признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, полностью в электронном виде, включая предоставление результатов оказания государственных услуг по принципу "реестровой модели".
Указанные законодательные изменения позволят:
оптимизировать предельные сроки по предоставлению государственных услуг;
сократить затраты объемов бюджетных ассигнований средств федерального бюджета, в том числе предусмотренных на возмещение командировочных расходов экспертам и представителям экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационой экспертизы.
Законопроектом предусматривается также внесение изменений в положения Федерального закона N 273-ФЗ, связанных с исполнением решений, принятых по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий в сфере образования, а также с применением мер административного воздействия в связи с выявленными в ходе контрольных (надзорных) мероприятий нарушениями обязательных требований в сфере образования в части нарушения требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Планом мероприятий по переходу до 2021 года федеральных органов исполнительной власти на исполнение первоочередных государственных функций по выдаче разрешений в электронном виде, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2020 г. N 218-р, предусмотрены мероприятия по развитию (модернизации) соответствующих информационных систем.
На финансирование мероприятий по развитию (модернизации) соответствующих информационных систем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки потребуется 66 276 тыс. руб.
Поскольку законопроект направлен на реализацию целей и показателей федерального проекта "Цифровое государственное управление", утвержденного президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 28 мая 2019 г. N 9), указанное финансирование предусмотрено за счет объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на реализацию государственной программы Российской Федерации "Информационное общество", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313.
Указанные средства также предусмотрены ведомственной программой цифровой трансформации Рособрнадзора, согласованной Минцифры России (письмо от 15 декабря 2020 г. N ОП-П8-070-37297) и одобренной протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 25 декабря 2020 г. N 34, в связи с чем дополнительного финансирования не потребуется.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" потребует принятия федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект) потребуется изменение и принятие следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
1) постановление Правительства Российской Федерации "О внесение изменений в Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1039".
Ответственный исполнитель - Рособрнадзор.
Срок подготовки - в течение 6 (шести) месяцев со дня принятия на заседании Правительства решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
2) постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила формирования и ведения государственной информационной системы "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 438".
Ответственный исполнитель - Рособрнадзор.
Срок подготовки - в течение 6 (шести) месяцев со дня принятия на заседании Правительства решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
3) постановление Правительства Российской Федерации "О государственной информационной системе "Федеральный реестр сведений о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации".
Ответственный исполнитель - Рособрнадзор, Минцифры России
Срок подготовки - в течение 6 (шести) месяцев со дня принятия на заседании Правительства решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
4) приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности".
Ответственный исполнитель - Рособрнадзор.
Срок подготовки - в течение 6 (шести) месяцев со дня принятия на заседании Правительства решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
5) приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве".
Ответственный исполнитель - Рособрнадзор.
Срок подготовки - в течение 6 (шести) месяцев со дня принятия на заседании Правительства решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
6) приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки "Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности".
Ответственный исполнитель - Рособрнадзор.
Срок подготовки - в течение 6 (шести) месяцев со дня принятия на заседании Правительства решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
7) приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки "Об утверждении формы заявления о государственной аккредитации и перечень прилагаемых к нему документов, в том числе в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", требования к их заполнению и оформлению и порядку подачи в аккредитационный орган, порядок их приема аккредитационным органом, случаи и основания, при наличии которых аккредитационный орган принимает решение о возврате заявления о государственной аккредитации и прилагаемых к нему документов".
Ответственный исполнитель - Рособрнадзор.
Срок подготовки - в течение 6 (шести) месяцев со дня принятия на заседании Правительства решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
8) приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки "Об утверждении порядка работы экспертов и (или) представителей экспертных организаций, включенных в состав экспертной группы, при проведении аккредитационной экспертизы".
Ответственный исполнитель - Рособрнадзор.
Срок подготовки - в течение 6 (шести) месяцев со дня принятия на заседании Правительства решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
9) приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки "Об утверждении Порядка хранения аккредитационных дел организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки".
Ответственный исполнитель - Рособрнадзор.
Срок подготовки - в течение 6 (шести) месяцев со дня принятия на заседании Правительства решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.