Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 149475-8 "О внесении изменений в статью 45 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статью 36 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с пунктом 5 статьи 45 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) в случае причинения прокурору в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между его среднемесячным денежным содержанием и назначенной в связи с этим пенсией без учета суммы выплат, полученных по обязательному государственному личному страхованию.
Аналогичное положение предусмотрено частью 5 статьи 36 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - Закон о Следственном комитете) для сотрудников Следственного комитета Российской Федерации.
Соответствующие компенсации предусматриваются также и для нетрудоспособных членов семьи прокурора или сотрудника Следственного комитета Российской Федерации, находившихся на его иждивении, в случае его гибели (смерти) в указанной ситуации.
Между тем в Законе о прокуратуре и Законе о Следственном комитете отсутствуют положения, устанавливающие порядок, условия и размеры индексации указанных ежемесячных компенсационных выплат.
При этом в системе действующего правового регулирования создан и применяется специальный публично-правовой механизм возмещения вреда посредством индексации производимых выплат, направленный на восполнение понесенных материальных потерь в ситуации причинения лицам увечья или иного повреждения здоровья в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей.
Так, частью 7 статьи 43 Федерального закона "О полиции" (далее - Закон о полиции) предусмотрен перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации (выплачиваемой при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции) с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников полиции, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Отсутствие аналогичного механизма возмещения вреда прокурорам и сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации ставит граждан, уволенных со службы в органах прокуратуры, и граждан, уволенных со службы в Следственном комитете Российской Федерации, в неравные условия по сравнению с лицами, уволенными со службы в полиции, в случае установления инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в соответствующем органе государственной власти.
Таким образом, проект федерального закона направлен на обеспечение соблюдения принципа единства правовых и организационных основ государственной службы в рамках реализации прав граждан, замещавших должности федеральной государственной службы в органах государственной власти и федеральных государственных органах.
Ввиду того, что для статьи 36 Закона о Следственном комитете принципиальным является определение понятия "исполнение служебных обязанностей", рассматриваемое законодателем в качестве одного из условий признания сотрудника Следственного комитета Российской Федерации застрахованным и последующего производства ему страховых и компенсационных выплат, а также в целях применения равного объема мер социального обеспечения к лицам, замещающим должности федеральной государственной службы в органах государственной власти и федеральных государственных органах, часть 10 указанной статьи предлагается дополнить нормой, корреспондирующей требованиям статьи 10 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном государственном страховании).
В связи с этим проектом федерального закона предлагается статью 45 Закона о прокуратуре и статью 36 Закона о Следственном комитете дополнить соответствующими положениями.
Кроме того, проектом федерального закона предусматривается замена утратившего актуальность понятия "органы государственного страхования", используемого в пункте 5 статьи 45 Закона о прокуратуре, понятием "страховщики", предусмотренным для аналогичных случаев действующим законодательством (например, частью 4 статьи 36 Закона о Следственном комитете).
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 45 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статью 36 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 45 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статью 36 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях перерасчета компенсации в виде разницы между среднемесячным денежным содержанием сотрудника Следственного комитета Российской Федерации (далее - Следственный комитет) и назначенной в связи с этим пенсией в случае причинения сотруднику в связи с исполнением служебных обязанностей телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих возможность в дальнейшем заниматься профессиональной деятельностью, и компенсации в виде разницы между приходившейся на долю нетрудоспособных членов семьи сотрудника Следственного комитета части денежного содержания погибшего (умершего) сотрудника Следственного комитета и назначенной им пенсии по случаю потери кормильца (далее - компенсация).
В настоящее время компенсации, выплачиваемые сотрудникам Следственного комитета, получившим в связи с исполнением служебных обязанностей вред здоровью, а также компенсации, выплачиваемые членам семей погибших (умерших) сотрудников Следственного комитета, в отличие от компенсаций сотрудникам и членам их семей в некоторых федеральных органах исполнительной власти не пересчитываются и не повышаются.
Законопроектом предполагается перерасчет компенсации в размерах, соответствующих увеличению (повышению) денежного содержания сотрудников Следственного комитета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Методикой расчета предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, доведенной письмом Минфина России от 2 июля 2021 г. N 16-01-11/52345, расчеты потребности в бюджетных ассигнованиях по направлению расходов бюджетной классификации Российской Федерации 30220 "Компенсации лицам, являвшимся сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, утратившим возможность заниматься профессиональной деятельностью, и членам семей погибших (умерших) сотрудников Следственного комитета Российской Федерации" Следственным комитетом произведены компенсации на 25 получателей с учетом законопроекта.
Так, в бюджетном цикле 2021 - 2023 годов по указанному направлению расходов Следственному комитету предусмотрено 12 169,4 тыс. рублей ежегодно. При планировании расходов на 2022 - 2024 годы Следственный комитет запланировал 13 054,7 тыс. рублей ежегодно.
Таким образом, бюджетные ассигнования для увеличения (повышения) компенсации в Следственном комитете предусмотрены.
Другие предложения в законопроекте, кроме увеличения (повышения) компенсаций, носят организационный характер и не влияют на объем бюджетных ассигнований.
В системе органов и организаций прокуратуры Российской Федерации получателями ежемесячной компенсации, установленной в соответствии с пунктом 5 статьи 45 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", являются 9 человек.
В связи с изложенным, а также исходя из положений статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, и будет реализовано в пределах бюджетных средств, предусмотренных на содержание Следственного комитета и органов и организаций прокуратуры.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 45 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статью 36 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации"
Принятие федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 45 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статью 36 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации"
Принятие федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.