Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 149622-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях обеспечения сохранности и возвратности средств страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР), и резерва по обязательному пенсионному страхованию ПФР при их инвестировании.
В настоящее время указанные средства в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 января 2012 г. N 38 "Об утверждении Правил инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации" и от 22 июня 2019 г. N 792 "О порядке инвестирования резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" размещаются ПФР самостоятельно на банковских депозитах в кредитных организациях.
В то же время в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Федеральное казначейство осуществляет функции по управлению свободными денежными средствами с использованием различных финансовых инструментов (размещение денежных средств с плавающей ставкой, проведение операций "репо" и т.д.). Размещение средств страхового резерва Фонда социального страхования Российской Федерации на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний также осуществляется Федеральным казначейством.
Законопроектом вносятся изменения в федеральные законы от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств пенсионных накоплений в Российской Федерации" и от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", предусматривающие закрепление за Федеральным казначейством полномочий по размещению средств страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, поступивших в течение финансового года в ПФР, и резерва по обязательному пенсионному страхованию ПФР в порядке, аналогичном установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации для осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета. Также законопроектом вносятся изменения в федеральные законы от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" в целях синхронизации механизма управления средствами страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, поступивших в течение финансового года в ПФР, и резерва по обязательному пенсионному страхованию ПФР с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от размещения средств страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, поступивших в течение финансового года в ПФР, и резерва по обязательному пенсионному страхованию ПФР в полном объеме зачисляются в бюджет ПФР.
В целях реализации положений законопроекта потребуются внесение изменений в нормативно-правовые акты, связанные с размещением средств, а также разработка механизма взаимодействия Федерального казначейства, ПФР и иных органов по вопросу размещения средств, и внесение изменений в действующую технологию размещения средств Федеральным казначейством.
С учетом вышеизложенного предусматривается специальный срок вступления в силу законопроекта - по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. N 391-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов":
объем средств резерва по обязательному пенсионному страхованию Пенсионного фонда Российской Федерации запланирован по состоянию на 1 января 2023 г. в сумме 203,5 млрд. рублей, на 1 января 2024 г. - 221,1 млрд. рублей;
доход от инвестирования средств резерва по обязательному пенсионному страхованию Пенсионного фонда Российской Федерации запланирован в 2022 году в объеме 10,5 млрд. рублей, в 2023 году - 10,9 млрд. рублей, в 2024 году -11,3 млрд. рублей;
объем поступления страховых взносов на накопительную пенсию запланирован в 2022 году в объеме 83,0 млн. рублей, в 2023 году - 52,2 млн. рублей, в 2024 году - 33,0 млн. рублей;
доход от временного размещения сумм страховых взносов на накопительную пенсию запланирован в 2022 году в объеме 1,6 млн. рублей, в 2023 году - 0,9 млн. рублей, в 2024 году - 0,5 млн. рублей;
объем поступления дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя запланирован в 2022 - 2023 годах в объеме 3,3 млрд. рублей ежегодно, в 2024 году - 3,2 млрд. рублей;
доход от временного размещения сумм дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя запланирован в 2022 году в объеме 31,6 млн. рублей, в 2023 году - 28,6 млн. рублей, в 2024 году - 25,7 млн. рублей.
В целях оптимизации функций, обеспечения дополнительной гарантии сохранности и возвратности средств страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации, и резерва по обязательному пенсионному страхованию Пенсионного фонда Российской Федерации предлагается предоставить Федеральному казначейству полномочия по их размещению.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует принятия Федерального закона "О внесении изменений в статьи 166.1 и 236.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект).
Обоснование необходимости подготовки: Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (в редакции статьи 2 законопроекта).
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России,
Федеральное казначейство, Банк России, Пенсионный фонд Российской Федерации.
Срок подготовки - одновременно с законопроектом.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
I. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребует признания утратившими силу следующих постановлений Правительства Российской Федерации:
1) постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2010 г. N 396 "Об утверждении Правил передачи государственной управляющей компании средств пенсионных накоплений в виде разрешенных активов, приобретенных за счет поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствующем году средств страховых взносов на финансирование накопительной пенсии";
2) постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 2012 г. N 38 "Об утверждении Правил инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации";
3) постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 792 "О порядке инвестирования резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Основание - Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (в редакции статьи 2 законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствии с нормами, предусмотренными законопроектом.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель - Минфин России.
Срок подготовки - 6 месяцев с даты официального опубликования Федерального закона.
II. Принятие Федерального закона потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, Минтруда России:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2014 г. N 703 "Об установлении дополнительных требований к порядку формирования и использования резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию", в части учета доходов, полученных в результате размещения Федеральным казначейством средств резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию, при формировании и использовании резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию;
2) постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2018 г. N 1518 "Об утверждении Правил определения дохода от инвестирования резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию" в части учета доходов, полученных в результате размещения Федеральным казначейством средств резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию;
3) приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 января 2019 г. N 2н "Об утверждении формы сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица" в части включения результатов инвестирования Федеральным казначейством сумм страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя в пользу застрахованного лица, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", поступивших в течение финансовых взносов и аккумулируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, в сведения о сумме средств пенсионных накоплений, отраженных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Основание - Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (в редакции статьи 2 законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствии с нормами, предусмотренными законопроектом.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель - Минфин России.
Срок подготовки - 6 месяцев с даты официального опубликования Федерального закона.
III. Принятие Федерального закона потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка направления на размещение сумм страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя в пользу застрахованного лица, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Основание - Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (в редакции статьи 2 законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствии с нормами, предусмотренными законопроектом.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель - Минфин России.
Срок подготовки - 6 месяцев с даты официального опубликования Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.