Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 150776-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
1. Общие характеристики проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее соответственно - акт, ОЭЗ):
федеральный орган исполнительной власти, вносящий проект акта, - Министерство экономического развития Российской Федерации;
основание для разработки акта - мера, направленная на нивелирование последствий ограничений в отношении Российской Федерации и обеспечение развития экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобрена на заседании президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций 26 апреля 2022 г., присвоены номер "10.3" и наименование "Совершенствование механизма защиты инвестиций в ОЭЗ:
- упрощение процедуры предоставления земельных участков в ОЭЗ для концессионеров;
- возможность предоставления Правительством Российской Федерации потенциальному концессионеру в ОЭЗ гарантий сохранения земельного банка до реализации проекта;
- совершенствование механизмов защиты публичной стороны инвестиционных проектов в ОЭЗ".
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
В настоящее время в Российской Федерации не синхронизированы нормы законодательства об особых экономических зонах и концессионных соглашениях как приоритетных и наиболее востребованных механизмах привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации, а также не регламентирован порядок деятельности концессионера на территориях особых экономических зон Российской Федерации.
При этом нормы действующего законодательства не ограничивают недобросовестных резидентов в злоупотреблении ими правом многократного внесения изменений в существенные условия соглашения об осуществлении деятельности, продления сроков строительства и ввода в эксплуатацию объектов туристско-рекреационного назначения, изменения их качественных и количественных характеристик. Кроме того, при расторжении соглашения об осуществлении деятельности в судебном порядке недобросовестные резиденты предпринимают попытки внесения изменений в такие соглашения с целью пролонгации сроков исполнения обязательств и, как следствие, прекращения оснований для дальнейших судебных разбирательств.
3. Описание предлагаемых решений, на реализацию которых направлен акт.
Актом предлагается внесение изменений в Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Изменения вносятся в целях:
1) Гармонизации законодательства об ОЭЗ и концессионных соглашениях:
- упрощение получения концессионером статуса резидента (сокращение количества предоставляемых документов; исключение необходимости предоставления бизнес-плана, который содержит параметры проекта, уже указанные в концессионном соглашении, и оценки такого бизнес-плана экспертным советом с соответствующим сокращением времени рассмотрения заявки на заключение соглашения);
- сокращение количества проверочных процедур концессионера в особых экономических зонах;
- установление 90-дневного срока внесения изменений в соглашение об осуществлении деятельности при внесении изменений в концессионное соглашение о реализации проекта в ОЭЗ;
- установление в ОЭЗ порядка расчета арендной платы за земельные участки, которые предоставляются концессионеру (в соответствии с методикой расчета арендной платы по договорам аренды земельных участков, расположенных в пределах территорий ОЭЗ).
2) Ограничения в отношении злоупотребления мерами государственной поддержки в ОЭЗ, защиты интересов публичной стороны от злоупотребления правом со стороны резидентов:
- предоставление резиденту ОЭЗ в СКФО возможности однократного внесения изменений в существенные условия соглашения, включая изменение качественных и количественных характеристик объектов и продление сроков проекта до 2 лет (однократность обусловлена необходимостью исключения злоупотреблений льготами, предоставляемыми резидентам государством, стабилизацией инвестиций в реальный сектор экономики и налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации).
При этом резидент, являющийся концессионером по концессионному соглашению, может вносить изменение в соглашение об осуществлении деятельности при изменении условий концессионного соглашения;
- установление моратория на изменение соглашения во время суда с резидентом (недопущение изменений соглашения, по которому начаты судебные процедуры);
- сокращение сроков (с 24 до 6 месяцев), при которых не наступает ответственность за нарушение существенных условий соглашения (возможность оперативного выявления резидентов, которые не исполняют взятые на себя обязательства);
- по решению Правительства Российской Федерации временное прекращение рассмотрения экспертным советом новых заявок на получение статуса резидента ОЭЗ, что обеспечит гарантии сохранения земельного банка для реализации крупных инвестиционных проектов.
При этом ряд положений законопроекта регулирует отношения, возникающие только в ОЭЗ на территории Северо-Кавказского федерального округа. Особое регулирование обусловлено наличием правоприменительной практики, свидетельствующей о наличии выраженной специфики экономических правоотношений в СКФО, со значительной долей теневого сектора экономики, длительностью возведения объектов, перепродажей юридических лиц, являющихся резидентами и арендующих землю в ОЭЗ, затягиванием рассмотрения судебных дел.
Важно отметить, что законодательство Российской Федерации о концессионных соглашениях состоит из Федерального закона от 21 июля 2022 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними правовых актов Российской Федерации, что позволяет регулировать особенности заключения концессионных соглашений в различных нормативных актах Российской Федерации.
Таким образом, предлагаемые меры, направленные на нивелирование последствий ограничительных мер в отношении Российской Федерации и обеспечение развития экономики в условиях внешнего санкционного давления, позволят поддержать добросовестных резидентов ОЭЗ, готовых вкладывать средства в развитие российской экономики. Вместе с тем будут установлены условия для недобросовестных резидентов, которые изъявляют намерения обойти нормы закона. Одновременно предлагаемые изменения создадут условия и гарантии для привлечения "якорных" инвесторов, планирующих вкладывать финансовые средства в реализацию крупных инвестиционных проектов в форме концессии.
4. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Предлагаемые к реализации решения акта не повлекут отрицательных социально-экономических последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Положения акта не окажут негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации. Принятие акта не повлечет за собой дополнительных расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
5. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Реализация на практике положений акта не потребует увеличения численности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, изменения объемов их полномочий и (или) компетенции.
6. Соответствие проекта акта положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Акт соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
7. Информация о наличии или отсутствии в акте требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
В акте обязательные требования отсутствуют.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" не повлечет за собой дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.