Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 150786-8 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы"
Досье на проект федерального закона
Конвенция о правах инвалидов обязывает государства-участников принимать все необходимые меры для обеспечения полного осуществления инвалидами права на достойный уровень жизни для них самих и их семей, а также для лиц, взявших на себя заботу об инвалидах.
Уход за инвалидами, особенно за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы, - это физически и психологически очень сложная работа. Такой уход осуществляется, как правило, оставившими свою работу членами семьи в объеме, эквивалентном средней продолжительности рабочего дня.
В нашей стране неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидами указанных категорий, предоставляются за счет средств федерального бюджета ежемесячные денежные выплаты, являющиеся компенсацией за утраченный заработок.
Ежемесячная выплата неработающему трудоспособному родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), осуществляющему уход за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства I группы, согласно Указу Президента Российской Федерации от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" установлена с 01.07.2019 в размере 10000 рублей, что на тот период было сопоставимо с величиной минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ). При этом ежемесячная компенсационная выплата неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы, согласно Указу Президента Российской Федерации от 26.12.2006 N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" с 01.07.2008 составляет 1200 рублей, то есть почти в 10 раз меньше МРОТ. Кроме того, в настоящее время индексация указанных ежемесячных выплат не предусмотрена.
Столь недопустимо низкий размер компенсационной выплаты лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы, который в основном мало чем отличается от ухода за инвалидом с детства I группы, вызывает серьезное социальное напряжение в соответствующей группе населения. В органы государственной власти постоянно поступают обращения с просьбой решить указанную давно назревшую проблему.
Следует отметить, что с 2021 года в 24 субъектах Российской Федерации реализуется пилотный проект по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе. Однако он не решает в полной мере проблемы, связанные с уходом за инвалидами указанных категорий.
Так, согласно Типовой модели системы, утвержденной приказом Минтруда России от 29.09.2020 N 667 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2021 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе", объем социального пакета долговременного ухода, предоставляемого бесплатно в форме социального обслуживания на дому, составляет максимально 28 часов в неделю, или 4 часа в день. При этом необходимо учитывать, что дети-инвалиды, инвалиды с детства I группы и инвалиды I группы нуждаются в постороннем уходе в течение всего дня.
Следовательно, социальная значимость ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы, и острая необходимость ее повышения в настоящее время сохраняются.
В целях решения данной проблемы законопроектом предлагается предоставить неработающим гражданам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, инвалидом с детства I группы, инвалидом I группы и являющимся их родителями (усыновителями) или опекунами (попечителями), право на получение ежегодно индексируемой ежемесячной выплаты в размере 13000 рублей, что сопоставимо с величиной MPОТ в 2022 году.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы"
На реализацию Федерального закона "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы", устанавливающего с 1 января 2023 года ежемесячную выплату лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы, в размере 13000 рублей, потребуются дополнительные затраты, покрываемые за счет средств федерального бюджета.
В связи с этим объем дополнительных ассигнований на указанные меры государственной поддержки с учетом индекса инфляции необходимо будет предусмотреть в проекте федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы"
Принятие данного федерального закона потребует внесения изменений в Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2006 N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" и Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы".
В целях более детальной регламентации положений указанного федерального закона им предусматривается делегирование решения ряда вопросов Правительству Российской Федерации, в том числе в отношении порядка предоставления ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы. Поэтому принятие данного федерального закона потребует издания соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.