Заключение Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по вопросам социальной политики
на проект законодательной инициативы Сахалинской областной Думы N 7-1578 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы"
Досье на проект федерального закона
По результатам рассмотрения указанного проекта законодательной инициативы (далее - законопроект), Комиссия Совета законодателей Российской Федерации по вопросам социальной политики (далее - Комиссия) отмечает следующее.
Законопроектом предлагается предоставить неработающим гражданам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, инвалидом с детства I группы, инвалидом I группы и являющимся их родителями (усыновителями) или опекунами (попечителями), право на получение ежегодно индексируемой ежемесячной выплаты в размере 13 000 рублей.
В настоящее время указанная выплата установлена Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами I группы" (далее - Указ N 175) в размере 10 000 рублей, а ежемесячная компенсационная выплата неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы, установлена Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" (далее - Указ N 1455) в размере .1200 рублей.
Комиссия полагает, что поднимаемый вопрос актуален и заслуживает внимания. Вместе с тем, необходимо отметить, что законопроект нуждается в дополнительной проработке, в том числе с участием Правительства Российской Федерации.
Но имеющейся информации в мае 2020 года Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов от имени депутатов Государственной Думы - членов Комитета обратился к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с просьбой рассмотреть возможность внесения изменений в Указ N 1455 в части увеличения размера ежемесячной компенсационной выплаты, установленной гражданам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы).
В ответ на данное обращение в Комитет поступило письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в котором отмечалось, что вопрос обеспечения полноденного ухода за инвалидами решается не в рамках Указа N 1455, а рамках проводимой работы в области социального обслуживания.
Данная позиция была подтверждена в декабре 2020 года в ходе встречи Президента Российской Федерации В.В. Путина с инвалидами и представителями общественных организаций Министром труда и социальной защиты Российской Федерации А.О. Котяковым, но словам которого услуга по уходу за инвалидами будет предоставляться государством в рамках системы долговременного ухода.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту его реализация потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета, которые должны быть учтены при подготовке проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
При этом: в нарушение требований статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации законопроект не содержит норм, определяющих источники и порядок исполнения расходных обязательств бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации (часть 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и статья 105 Регламента Государственной Думы).
Комиссия также считает необходимым обратить внимание, что ранее на рассмотрении в Государственной Думе находился аналогичный проект федерального закона N 1002482-7 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства 1 группы и инвалидами 1 группы" (внесен депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, Д.А. Свихцевым, Н.В. Березиным, сенатором Российской Федерации С.Д. Леоновым), который был отклонен при рассмотрении на пленарном заседании Государственной Думы в первом чтении 20 января 2021 года.
Также в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находятся два аналогичных рассматриваемому проекта федеральных законов N 1488-8 и N 1509-8, внесенные Верховным Советом Республики Хакасия и Законодательной Думой Хабаровского края соответственно.
Более того, ранее на рассмотрении в Комиссии находились несколько аналогичных законодательных инициатив, подготовленных Законодательными. Собраниями Ульяновской области, Тверской области, Оренбургской области, Кировской области, а также Государственным Советом Удмуртской Республики, Ярославской областной Думы, Смоленской областной Думой и др. (N 7-1469, N 7-1470, N 7-1477, N 7-1481, N 7-1485, N 7-1494, N 7-1502, 7-1503 и т.д.). По всем указанным законодательным инициативам Комиссия рекомендовала авторам не вносит их на рассмотрение в Государственную Думу.
Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике не поддерживает указанный законопроект, отмечая, что его положения сужают круг лиц, ухаживая: за которыми неработающие граждане смогут получать выплаты за уход. Например, если в семье несколько инвалидов I группы или детей-инвалидов, то в соответствии с законопроектом выплата за уход может быть назначена только в отношении одного инвалида I группы или ребенка-инвалида.
Кроме того, положения законопроекта ставят инвалидов I группы в неравное положение с гражданами пожилого возраста, находящимися в аналогичной ситуации и также нуждающимися в уходе, что может вызвать социальную напряженность в обществе. Вместе с тем, законопроект не содержит положений о предоставлении выплат другим лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы наряду с иными замечаниями к законопроекту указывается на отсутствие обоснования необходимости установления данных выплат на законодательном уровне (кроме экономической составляющей).
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что по концепции законопроекта замечаний не имеется и указывает на необходимость получения на законопроект заключения Правительства Российской Федерации.
Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации указывает, что обеспечение граждан, осуществляющих уход за инвалидами I группы, пособием в размере 13000 рублей ежемесячно потребует выделения из федерального бюджета значительного объема средств. При этом авторы законопроекта не указывают источники финансового обеспечения этих расходных обязательств.
Новгородская областная Дума поддерживает законопроект без замечаний.
На основании изложенного Комиссия Совета законодателей по вопросам социальной политики рекомендует Сахалинской областной Думе не вносить в предложенной редакции на рассмотрение в Государственную Думу проект законодательной инициативы N 7-1578 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы".
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что настоящий отзыв не может препятствовать Сахалинской областной Думе в реализации права законодательной инициативы и принятию решения о внесении подготовленного законопроекта в Государственную Думу.
Заместитель председателя Комиссии, |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.