Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 152532-8 "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных" (далее также - законопроект, а в отдельных случаях - Федеральный закон) разработан в целях обеспечения соблюдения, предотвращения и предупреждения нарушений прав потребителей при заказе или приобретении ими определенных товаров (работ, услуг).
В этой связи предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, возникающие в связи с нарушением прав потребителей при заказе или приобретении ими определенных товаров (работ, услуг) путем навязывания им продавцом или исполнителем дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату, а также необоснованном отказе либо уклонении продавца или исполнителя от рассмотрения в установленном законом порядке требований потребителя, связанных с нарушением его прав, и привлечением продавца или исполнителя (должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) к административной ответственности за указанные нарушения.
Достижение указанных целей возможно только образом, предлагаемом в законопроекте (путем внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), поскольку общественные отношения, складывающиеся в связи с совершением административных правонарушений, посягающих на права потребителей, и привлечением виновных в их совершении лиц к административной ответственности, регулируются КоАП РФ.
В настоящее время вопросы, связанные с административно-правовой охраной прав потребителей, регулируют главой 14 КоАП РФ (например, статьи 14.4-14.8, 14.15-14.16, 14.28 и другие). При этом некоторые права потребителей до сих пор не получили надлежащей и четко определенной административно-правовой охраны. К ним относится, например, право на заказ или приобретение конкретного товара (работы, услуги) без обязательных условий заказа или приобретения вместе с ними дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату. Как показывает правоприменительная практика, зачастую с навязыванием потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату сталкиваются покупатели автомобилей.
Например, по информации Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее также - Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю, Управление), в Управление обратился потребитель, приобретший автомобиль у дилера 1. Покупатель отметил, что при приобретении транспортного средства ему были навязаны дополнительные услуги: юридическая поддержка, помощь на дороге, эвакуация 2.
Предоставлять эти услуги должна была отдельная организация, в адрес которой клиент автосалона направил заявление об одностороннем отказе, пожелав вернуть уплаченные деньги 3.
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю провело по обращению покупателя проверку в отношении организации-продавца. По итогам проверки было выдано предписание об устранении выявленных нарушений, то есть предписано исключить из текста договора купли-продажи автомобиля условия, ущемляющие права потребителя 4. Продавца привлекли к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ (включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, то есть за навязывание дополнительных услуг), и назначили ему административный штраф в размере десяти тысяч рублей 5.
Кроме того, Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю также обратилось в суд с исковым заявлением в защиту прав покупателя в отношении организации, которая должна была оказывать навязанные услуги, о взыскании уплаченной за дополнительные услуги денежной суммы, компенсации морального вреда и штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя 6. Исковые требования судом были удовлетворены в полном объеме. Такая судебная практика имеет достаточно распространенный характер (например, решение Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 28 мая 2020 г. по гражданскому делу N 2-2224/2020, решения Пресненского районного суда города Москвы от 21 октября 2020 г. по гражданскому делу N 2-5466/2020, от 03 декабря 2020 г. по гражданскому делу N 2-5899/2020).
Согласно позиции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее также - Роспотребнадзор), КоАП РФ в настоящее время не содержит отдельного состава административного правонарушения, предусматривающего наказание за навязывание дополнительных товаров и услуг, а применяемые к таким деяниям в данный момент наказания (по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ) за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей, не носят предотвращающий и профилактический характер 7. Навязывание дополнительных товаров и услуг происходит, как правило, на о сумму от 100 000 до 500 000 рублей 8, однако иногда сумма навязываемых товаров (работ, услуг) может достигать более 50 процентов от стоимости заказываемых или приобретаемых потребителем товаров (работ, услуг). При этом максимальный размер административного штрафа за данное правонарушение составляет для должностных лиц (включая индивидуальных предпринимателей) от одной тысячи до двух тысяч рублей, а для юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, что, на наш взгляд, учитывая массовый характер таких правонарушений и обращений граждан в Роспотребнадзор и Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России) по этому поводу в большинстве субъектов Российской Федерации 9, явно недостаточным. Роспотребнадзор, в то же время, неоднократно выступал за увеличение размеров административных штрафов за нарушение прав потребителей, учитывая, что они не повышались по многим статьям КоАП РФ с 2001 г. 10
Кроме того, навязывание покупателям дополнительных товаров (работ, услуг) вызывает, ко всему прочему, рост цен на основные товары (работы, услуги).
Так, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации был направлен запрос по описанной проблеме, в частности, в ФАС России 11. В своем ответе ФАС России отмечает, что рост цен в 2021 г., в частности, на автомобильном рынке вызван не только изменением баланса спроса и предложения как на рынке готовой продукции, так и комплектующих, в результате введения в 2020 г. карантинных мер, но обусловлен действиями официальных дилеров различных автомобильных марок путем навязывания покупателями дополнительного оборудования и финансовых услуг 12. Согласно поступающим в ФАС России обращениям физически лиц, отсутствует возможность приобретения автомобиля на условиях (комплектация и цена), предлагаемых автодилерами на своих официальных сайтах 13. При этом разница в цене на официальном сайте и у дилера в салоне может составлять порядка 10%-30% либо на такую же сумму потребитель должен приобрести дополнительное оборудование 14. Стоимость же такого дополнительного оборудования значительно превышает стоимость аналогичного оборудования у независимых сервисных станций 15. Кроме того, как отмечает ФАС России, в случае предложения дилера приобрести автомобиль со скидкой, потребителю предлагается кредит, или иные дополнительные условия, к примеру страхование (жизни, КАСКО) 16.
Помимо вышеизложенного, зачастую, потребители получают необоснованный отказ от продавца (исполнителя) от рассмотрения в установленном законом порядке требований, связанных с нарушением его права на возврат уплаченных средств за навязанные ему ненужные товары (услуги), либо же вовсе продавец (исполнитель) уклоняется от рассмотрения таких требований. Однако административной ответственности за эти деяния не предусмотрено. В месте с тем, в последующем, при удовлетворении судами исковых заявлений потребителей суд взыскивает штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя (абзац первый пункта 6 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей"). Это подтверждается, в том числе вышеуказанными судебными решениями.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "абзац первый пункта 6 статьи 13 Закона"
В этой связи, соглашаясь с позицией Роспотребнадзора, принимая во внимание информацию ФАС России, учитывая актуальность проблемы недостаточно эффективной административно-правовой охраны прав потребителей в вышеуказанных ситуациях, а также глобальный характер обозначенных правонарушений законопроектом предлагается установить в КоАП РФ самостоятельные составы административных правонарушений, предусматривающих административную ответственность за:
1) навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату с назначением наказания в виде административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере двукратной стоимости дополнительно навязанных товаров (работ, услуг). Предлагаемый размер административного штрафа за данное правонарушение для его субъектов обусловлен неэффективностью действующих и назначаемых размеров штрафов за указанное правонарушение, не останавливающих продавцов (исполнителей) от навязывания гражданам не нужных им товаров (работ, услуг);
2) необоснованный отказ либо уклонение от рассмотрения в установленном законом порядке требований потребителя, связанных с нарушением его прав, с назначением наказания в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей - от ста пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей и на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей. Предлагаемые размеры административных штрафов обусловлены целью не допустить субъектами данных правонарушений (должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами) намеренного затягивания возврата средств потребителю за товар (работу, услугу) (например, путем введения в заблуждение относительно наличия у потребителя права на их возврат), вынуждая его обращаться за защитой своего права в суд.
В случае принятия Федерального закона предлагается, чтобы он вступил в силу в общем порядке, предусмотренном статье 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", - по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Принятие законопроект позволит обеспечить надлежащую административно-правовую охрану, соблюдение, предотвращение и предупреждение нарушений прав потребителей при заказе или приобретении ими определенных товаров (работ, услуг) без обязательных условий заказа или приобретения вместе с ними дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату, а также будет способствовать профилактике необоснованных отказов либо уклонения от рассмотрения в установленном законом порядке продавцами или исполнителями требований потребителя, связанных с нарушением его прав.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в городе Астане 29 мая 2014 года), а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Депутат |
И.К. Сухарев |
------------------------------
1 Новость "За навязывание дополнительных услуг при продаже автомобиля с ООО "Север" взыскано 392 100 рублей". - Официальный сайт Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю. - URL: http://24.rospotrebnadzor.ru/directions/rez_nadzor/ZPP/160928/ (дата обращения: 22.02.2022).
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.
6 Новость "За навязывание дополнительных услуг при продаже автомобиля с ООО "Север" взыскано 392 100 рублей". - Официальный сайт Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю. Там же.
7 Ответ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 03 декабря 2021 г. N 02/24964-2021-20 "О рассмотрении обращений по вопросу навязывания дополнительных товаров и услуг" (является приложением к настоящей Пояснительной записке). С. 1.
8 Там же. С. 2.
9 Ответ Федеральной антимонопольной службы от 25 ноября 2021 г. N НГ/100628/21 "О ситуации на автомобильном рынке" (является приложением к настоящей Пояснительной записке). С. 2.
10 Ответ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 03 декабря 2021 г. N 02/24964-2021-20 "О рассмотрении обращений по вопросу навязывания дополнительных товаров и услуг" (является приложением к настоящей Пояснительной записке). С. 1.
11 Ответ Министерства промышленно и торговли Российской Федерации от 13 декабря 2021 г. N МД-109915/20 "О приобретении транспортных средств с установленным дополнительным оборудованием" (является приложением к настоящей Пояснительной записке). С. 1.
12 Ответ Федеральной антимонопольной службы от 25 ноября 2021 г. N НГ/100628/21 "О ситуации на автомобильном рынке" (является приложением к настоящей Пояснительной записке). С. 1.
13 Там же.
14 Там же.
15 Ответ Федеральной антимонопольной службы от 25 ноября 2021 г. N НГ/100628/21 "О ситуации на автомобильном рынке" (является приложением к настоящей Пояснительной записке). С. 2.
16 Там же. С. 2.
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не приведет к появлению выпадающих доходов указанных бюджетов, поскольку не предусматривает положений, которые приведут к изменению финансовых обязательств государства, связанных с рассмотрением предусмотренных им дел об административных правонарушениях.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства или иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.