Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 153263-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" разработан в связи с необходимостью уточнения отдельных положений Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях приведения его в соответствие с действующим законодательством.
Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 170-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ).
Статья 65 Федерального закона N 7-ФЗ предусматривает осуществление государственного экологического контроля (надзора). В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Федерального закона N 7-ФЗ государственный экологический контроль (надзор) осуществляется посредством:
федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности), в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности на объектах, подведомственных указанному федеральному органу исполнительной власти;
регионального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях реализации Федерального закона N 170-ФЗ было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1096 "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)", которым установлен порядок организации и осуществления федерального государственного экологического контроля (надзора), за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого подразделениями Федеральной службы безопасности Российской Федерации на объектах, подведомственных Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Вместе с тем не соответствуют концепции Федерального закона N 170-ФЗ в части осуществления государственного экологического контроля (надзора) абзацы восьмой, тридцать второй и тридцать пятый статьи 5 Федерального закона N 7-ФЗ, которой определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, а именно:
определение порядка организации и осуществления федерального государственного экологического надзора;
осуществление федерального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
установление для целей государственного экологического надзора категорий хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, исходя из критериев и (или) показателей негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также определение показателей высокого и экстремально высокого химического и радиационного загрязнения окружающей среды.
Согласно абзацу первому пункта 5 статьи 65 Федерального закона N 7-ФЗ организация и осуществление государственного экологического контроля (надзора) регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Статья 66 Федерального закона N 7-ФЗ определяет права должностных лиц органов государственного экологического контроля (надзора). Кроме того, в статье 27 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" указан перечень должностных лиц, которые вправе осуществлять государственный контроль (надзор), муниципальный контроль от имени контрольного (надзорного) органа. Вместе с тем без учета вышеуказанных норм Федерального закона N 7-ФЗ и Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" изложены абзацы седьмой, восьмой и тринадцатый статьи 6 Федерального закона N 7-ФЗ, которой определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, а именно:
осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации);
ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
В связи с чем настоящим законопроектом предлагается устранить сложившуюся правовую неопределенность и внести соответствующие изменения, заменив слово "надзора" словами "контроля (надзора)".
Также соответствующие изменения вносятся в статьи 3, 31.2, 46, 67.1 и 69 Федерального закона N 7-ФЗ.
Аналогичных по своему содержанию проектов федеральных законов на рассмотрении Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.