Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 155717-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 26 января 2022 г. N ММ-П11-937.
В настоящий момент в соответствии с пунктом 10 статьи 8 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) не допускается производство этилового спирта, если квартальный объем его производства не соответствует норме минимального использования производственной мощности, равной 70 процентам производственной мощности.
Несоблюдение нормы минимального использования производственной мощности при производстве этилового спирта влечет аннулирование действия лицензии в соответствии с подпунктом 7 пункта 3.2 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ, а также административную ответственность, установленную статьей 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанное требование по соблюдению нормы минимального использования производственной мощности распространяется в том числе на производство спирта этилового из непищевого растительного сырья.
На сегодняшний день в Российской Федерации функционирует единственное предприятие, способное производить спирт этиловый технический гидролизный ректификованный из непищевого растительного сырья (отходы деревопереработки и лесопиления) по национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 55878-2013 "Спирт этиловый технический гидролизный ректификованный. Технические условия", утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 2057-ст.
Выпускаемый этиловый спирт из непищевого растительного сырья применяется на различных стадиях производства образцов вооружения, военной и специальной техники.
Учитывая, что поставки этилового спирта из непищевого растительного сырья для исполнения государственных оборонных заказов (далее - ГОЗ) в течение года производятся неравномерно, обусловлены потребностью ГОЗ и не поддаются планированию, в целях исключения риска недополучения предприятиями оборонно-промышленного комплекса этилового спирта и недопущения невозможности производства образцов вооружения, военной и специальной техники разработан законопроект, предусматривающий исключение для предприятий, осуществляющих производство этилового спирта из непищевого растительного сырья, требования по соблюдению норм минимального использования производственной мощности, установленных пунктом 10 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ.
Кроме того, в целях исключения неоднозначного толкования определения термина "группа организаций" законопроектом предусмотрены соответствующие редакционные корректировки в абзаце пятом пункта 10 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, предусматривающими установление обязательных требований.
Вместе с тем законопроектом предусматривается отмена обязательного требования о соблюдении норм минимального использования производственной мощности, установленного пунктом 10 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ, для предприятий, осуществляющих производство этилового спирта из непищевого растительного сырья.
Поскольку оценка соблюдения указанного обязательного требования осуществляется по итогам квартала, в целях исключения риска негативных последствий для предприятий в виде аннулирования лицензий и срыва поставок этилового спирта из непищевого растительного сырья для нужд предприятий оборонно-промышленного комплекса, использующих указанный этиловый спирт в производстве образцов вооружения и военной техники, законопроектом предлагается определить срок его вступления в силу со дня официального опубликования.
Законопроектом не предусматривается введение каких-либо административных и иных ограничений, а также возложение дополнительных обязанностей на субъекты предпринимательской и иной деятельности, способствующих увеличению их издержек.
Анализ российской и международной правоприменительной практики, зарубежного опыта регулирования аналогичных отношений показал, что предлагаемое законопроектом регулирование вопроса является уникальным.
Реализация положений законопроекта не повлечет принятия новых и увеличения объема действующих расходных обязательств Российской Федерации, исполнение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, и не повлечет негативных экономических и социальных последствий.
Законопроект не оказывает влияние на реализацию государственных программ и соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не приведет к сокращению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не повлечет за собой необходимость признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" потребует принятия и изменения следующего нормативного правового акта:
постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. N 2231 "Об утверждении Правил ведения единого государственного реестра мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции".
Срок подготовки - 1 сентября 2022 г.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - Минфин России, соисполнители - Минпромторг России и Росалкогольрегулирование.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.