Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 153884-8 "О внесении изменений в статью 267 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 30.12.2020 N 526-ФЗ введена уголовная ответственность за умышленное блокирование транспортных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры либо воспрепятствование движению транспортных средств и пешеходов на путях сообщения, улично-дорожной сети, а также воспрепятствование движению транспортных средств и пешеходов.
Уголовная ответственность наступает в случаях, когда перечисленные деяния только создали угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан, а равно угрозу уничтожения или повреждения имущества физических и юридических лиц. При этом в качестве максимального наказания предусматривается лишение свободы на срок до одного года. В случаях, когда такие деяния повлекли по неосторожности легкий вред либо средней тяжести вред здоровью, установлено наказание в виде лишения свободы на срок до двух и трех лет соответственно.
Тем самым значительно расширена объективная сторона преступлений, предусмотренных статьей 267 УК РФ, а также ужесточены санкции за их совершение.
В настоящее время к уголовной ответственности можно привлечь, если в результате указанных выше действий причинен любой вред здоровью, а не только тяжкий, как было установлено ранее, или возникла угроза жизни, здоровью, имуществу.
В то же время Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" причинение по неосторожности средней тяжести вреда здоровью было исключено из диспозиции статьи 267 УК РФ. Само по себе неосторожное причинение легкого вреда здоровью не является уголовно наказуемым.
В этой связи законопроект предполагает конкретизацию предмета преступления, касающегося блокирования, только указанием на транспортные коммуникации, т.е. совокупность путей сообщения, по которым осуществляется маршрутное движение различных видов транспорта. Иные формулировки относительно "воспрепятствования движения транспортных средств и пешеходов" являются нечеткими и не могут восприниматься как достаточно корректные с точки зрения правоприменения. Эти неясности на практике неизбежно приведут к произволу со стороны органов, осуществляющих организацию и контролирующих проведение публичных мероприятий, и нарушению прав участников митингов и демонстраций.
Также законопроект предусматривает исключение абстрактной формулировки "угроза повреждения имущества". Обязательным признаком преступления, предусмотренного статьей 267 УК РФ, должны быть следующие условия: наступление по неосторожности общественно опасных последствий: а именно, тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба (часть 1) (согласно примечанию к данной статье это ущерб, сумма которого превышает 1 млн рублей); смерти человека (часть 2); смерти двух или более лиц (часть 3).
Законопроект направлен на установление уголовно-правового запрета в отношении деяний, не обладающих достаточно высокой степенью общественной опасности. Степень общественной опасности преступления, предусмотренного статьей 267 УК РФ, в части действий, характеризующихся лишь "созданием угрозы причинения вреда", вызывает сомнение и не имеет достаточного обоснования.
Действующее правовое регулирование, позволяющие привлекать лиц, совершающих действия по организации и участию в блокировании транспортных коммуникаций, к административной ответственности (статья 20.18 КоАП РФ), является достаточным и эффективным средством воздействия на нарушителей общественной безопасности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 267 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 267 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 267 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 267 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.