Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 154146-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" разработан во исполнение указания Президента Российской Федерации В.В. Путина от 12 декабря 2021 г. N Пр-2347 о необходимости дополнительного законодательного регулирования сферы оборота метилового спирта (метанола).
Метиловый спирт (метанол) включен в Список ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 964.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 22 февраля 1992 г. N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходах производства, свободная реализация которых запрещена", яды включены в Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена.
По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, анализ правоприменительной практики свидетельствует о неудовлетворительной ситуации, связанной с оборотом на территории Российской Федерации опасного ядовитого вещества - метилового спирта (метанола), которая требует принятия мер законодательного характера по ее исправлению.
По данным токсикологического мониторинга, представленным Роспотребнадзором, количество зарегистрированных фактов отравления метанолом в России за последние 7 лет составляет в среднем 1000 ежегодно, из них около 800 - повлекших смерть.
С 2020 года в субъектах Российской Федерации участились случаи массового отравления граждан под видом алкогольной продукции. Только в период с июля по октябрь 2021 г. от употребления метанолсодержащей жидкости скончались 123 человека на территории республик Карелия, Мордовия, Татарстан, Чувашской Республики, Алтайского, Красноярского краев, Курганской, Ленинградской, Оренбургской, Пензенской, Свердловской, Тамбовской, Ярославской областей, г. Санкт-Петербурга.
В 2021 году следственными подразделениями Следственного комитета Российской Федерации возбуждено 111 уголовных дел об отравлениях суррогатным алкоголем, что значительно превышает уровень 2020 года (29 дел), из них 98 касались случаев употребления метанолсодержащих жидкостей. Потерпевшими от таких деяний признано более 200 человек, из которых 179 погибли.
Таким образом, данные правоприменительной практики свидетельствуют о том, что в настоящее время недостаточно эффективны правовые механизмы в области предупреждения и пресечения масштабной незаконной деятельности в сфере оборота метанола.
На основании изложенного законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации новой статьей 234 "Незаконный оборот метилового спирта (метанола)", устанавливающей ответственность за незаконные производство, приобретение, хранение, перевозку или пересылку в целях сбыта, а равно незаконный сбыт метанола, создавшее условия для его потребления другим лицом.
Повышенная ответственность предусматривается за совершение указанных деяний группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой или если указанные деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека.
В случае если указанные деяния повлекли смерть двух и более лиц, предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет со штрафом в размере до 500 тысяч рублей.
Корреспондирующие изменения законопроектом вносятся в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части наделения следователей органов внутренних дел полномочиями по расследованию преступлений, предусмотренных вводимыми законопроектом нормами.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", не окажет влияния на доходы и расходы и не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.