Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 155723-8 "О ратификации Протокола к Временному соглашению, ведущему к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, от 17 мая 2018 года"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Решением Высшего Евразийского экономического совета от 10 декабря 2021 г. N 19 было обеспечено подписание Протокола к Временному соглашению, ведущему к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, от 17 мая 2018 г. (далее - Временное соглашение).
Временное соглашение, вступившее в силу 27 октября 2019 г., предусматривает преференциальный режим ввоза для ограниченного перечня товаров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1.3 Временного соглашения его стороны должны начать переговоры о заключении соглашения о свободной торговле (ССТ) не позднее чем в течение одного года после его вступления в силу. Новое ССТ должно охватить практически всю торговлю товарами. Пунктом 3 статьи 1.3 Временного соглашения также установлено, что соответствующие переговоры должны быть завершены не позднее чем через три года после вступления Временного соглашения в силу.
Учитывая, что Временное соглашение действует до 27 октября 2022 г., а переговоры по заключению нового ССТ к этому сроку могут быть еще не завершены, во избежание прекращения преференциального режима торговли с Ираном 14 марта 2022 г. в городе Тегеране был подписан Протокол о продлении срока действия Временного соглашения на три года или до вступления в силу нового ССТ, в зависимости от того, какое из событий наступит раньше (далее - Протокол).
Временное соглашение, действие которого продлевается Протоколом, формирует основные правила торговли между Евразийским экономическим союзом (далее - Союз) и государствами - членами Союза, с одной стороны, и Ираном, с другой стороны, в максимально возможной степени приближенные к правилам Всемирной торговой организации (ВТО), в том числе такие, как режим наибольшего благоприятствования и национальный режим, применение защитных мер и таможенного администрирования. В отношении ограниченной номенклатуры товаров, приведенной в Соглашении, принимаются обязательства по отказу от применения количественных запретов и ограничений на ввоз товаров, подпадающих под либерализацию, и положения, закрепляющие базовые стандарты ВТО в части ветеринарных, санитарных и фитосанитарных мер, технического регулирования в отношении таких товаров.
Временное соглашение предусматривает либерализацию торговли в отношении ограниченной номенклатуры товаров: 502 кода ТН ВЭД со стороны Союза и 360 кодов товарной номенклатуры Ирана.
Объем российского экспорта за 2021 год увеличился по сравнению с годовым экспортом в 2018 году в два раза, достигнув более чем 3 млрд. долларов США. Импорт России за тот же период увеличился примерно в 1,6 раза, приблизившись к 1 млрд. долларов США.
Реализация Протокола будет способствовать дальнейшему развитию сотрудничества с Исламской Республикой Иран в торгово-экономической сфере.
В связи с тем, что Временное соглашение, действие которого продлевается Протоколом, содержит правила иные, чем предусмотренные российским законодательством, Протокол будет подлежать ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
Реализация Протокола не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, но при этом повлечет выпадение доходов федерального бюджета в размере предоставленных тарифных преференций плательщикам таможенных пошлин и налогов при уплате ввозных таможенных пошлин.
В проекте федерального закона о ратификации Протокола не содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Проект федерального закона о ратификации Протокола не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона о ратификации Протокола соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Протокола к Временному соглашению, ведущему к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, от 17 мая 2018 года"
Реализация Федерального закона "О ратификации Протокола к Временному соглашению, ведущему к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, от 17 мая 2018 года" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Вместе с тем реализация указанного Протокола повлечет выпадение доходов федерального бюджета в размере предоставленных тарифных преференций плательщикам таможенных пошлин и налогов при уплате ввозных таможенных пошлин.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Протокола к Временному соглашению, ведущему к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, от 17 мая 2018 года"
Принятие Федерального закона "О ратификации Протокола к Временному соглашению, ведущему к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, от 17 мая 2018 года" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Протокола к Временному соглашению, ведущему к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, от 17 мая 2018 года"
Принятие Федерального закона "О ратификации Протокола к Временному соглашению, ведущему к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, от 17 мая 2018 года" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.