Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 155720-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в части обеспечения равенства прав граждан при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование"
Досье на проект федерального закона
Настоящим проектом федерального закона предлагается исключить норму, устанавливающую ограничение предельной величиной базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Указанная новелла направлена на установление равенства обязанностей застрахованных лиц в части уплаты ими страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию путем установления единого для всех застрахованных лиц размера страхового тарифа в размере 22 процентов.
Подобный механизм был реализован в Российской Федерации в период с 1 января 1991 года по 31 декабря 2001 года. Реализация указанных норм в обозначенный период позволила обеспечить достаточный объем поступаемых в бюджет пенсионного фонда России средств без софинансирования его дефицита за счет средств федерального бюджета. В связи со вступлением в 2001 году в силу новой редакции Федерального закона, регулирующего правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием, были установлены следующие предельные величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование: до 100 тыс. рублей; от 100 001 рубля до 300 тыс. рублей; от 300 001 рубля до 600,0 тыс. рублей; и свыше 600 001 рубля. В 2009 году с принятием Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" указанная предельная величина, свыше которой страховой тариф по обязательному пенсионному страхованию был установлен в размере 10 процентов, составила 415 тысяч рублей.
Последние 15 лет бюджет пенсионного фонда России остается дефицитным и покрывается за счет трансферта из федерального бюджета. В 2019 году дефицит ПФР составил более 500 млдр рублей. В 2020 году запланирован дефицит в 209,2 млрд рублей. Ожидаемый дефицит бюджета ПФР в 2021 году - до 295 млрд рублей. Это будет крупнейший показатель с 2015 года, когда дефицит достиг 543,7 млрд рублей. Дефицит в 2021 году будет покрыт за счет использования остатков Пенсионного фонда на счетах Казначейства (335 млрд рублей). В 2022 году дефицит бюджета ПФР составит 94,8 млрд, в 2023-м ожидается профицит бюджета ПФР на уровне 52,5 млрд рублей, следует из документа. Общие доходы Пенсионного фонда в 2021 году ожидаются на уровне 9,28 трлн рублей, в 2022-м они возрастут до 9,97 трлн, в 2023-м - до 10,524 трлн
При этом трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду России в 2021 году составит 3,53 трлн рублей и сформирует 38% всех доходов фонда.
Таким образом, дефицит пенсионного фонда сохраняется на крайне высоком уровне. В таких условиях необходимо принятие экстренных и самых серьезных мер, направленных на пополнение бюджета ПФР. Предлагаемый настоящим законопроектом механизм позволит дополнительно изыскать в бюджет ПФР 12 процентов (22-10%) с доходов, превышающих 1 465 000 рублей в год. Согласно исследованию банка ВТБ 1 количество граждан, зарабатывающих больше указанной суммы, составляет 1.3 миллиона человек. Исходя из указанных данных минимальная сумма, которая может быть изыскана в случае принятия предлагаемых законопроектом мер, составляет 234 миллиарда рублей ежегодно, что позволит существенно или полностью сократить дефицит ПФР.
При этом стоит отметить, что текущий уровень развития системы администрирования доходов граждан позволит реализовать указанный механизм без опасений ухода указанных сумм доходов в "серую зону" в целях уклонения от уплаты страховых взносов.
Настоящий проект федерального закона позволит компенсировать имеющийся дефицит пенсионного фонда России, повысить уровень пенсионного обеспечения граждан, а также реализовать принцип социальной справедливости в сфере пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации.
------------------------------
1 https://www.rbc.ru/finances/31/03/2018/5abe2dde9a794719b63a8f6f
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в части обеспечения равенства прав граждан при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование"
Принятие проекта федерального закона не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в части обеспечения равенства прав граждан при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование"
Принятие проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.