Досье на проект федерального закона
1. Проект Федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на совершенствование семейно-правового регулирования отношений, связанных с государственной защитой прав и законных интересов детей, имеющих попечение родителей, усыновителей, опекунов или попечителей (далее - родителей).
2. Законопроект предусматривает совершенствование положений об "отобрании ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью" (статья 77 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - Семейный кодекс).
3. В соответствии со статьей 77 Семейного кодекса отобрание ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится, относится к полномочиям органов опеки и попечительства. По данным Минпросвещения России за последние 3 года число отобраний детей органами опеки и попечительства составляет ежегодно чуть менее двух тысяч: в 2019 году - 1959 детей, в 2020 году - 1772, в 2021 году - 1862 ребенка.
Однако при оценке значимости данного института ошибочно опираться только на статистические данные о численности отбираемых детей. Важно учитывать место данного института в системе права, его влияние на семейно-правовую политику, на формирование отношения власти и общества к институту семьи в целом.
"Отобрание ребенка" затрагивает важнейшие конституционные права граждан, такие как право граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (статья 23 Конституции), право граждан на неприкосновенность жилища (статья 25 Конституции), ибо предполагает вхождение (проникновение) в жилище, где проживает семья с несовершеннолетними детьми, в том числе без согласия проживающих в нем лиц, на основании одного лишь устного или письменного обращения юридического или физического лица о возможной угрозе жизни или здоровью ребенка.
Имея целью защиту ребенка, действующий механизм "отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью" в то же время является мерой государственного (административного) принуждения, связанной с вмешательством в частную (семейную) жизнь граждан помимо их воли.
Российская правовая доктрина исходит из признания из того, что к уровню правового регулирования государственного принуждения должны предъявляться более высокие требования, ибо само по себе государственное принуждение - острое и жесткое средство социального воздействия. Действующее законодательство, регулирующее "отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью" в качестве меры его защиты, таким требованиям не отвечает.
4. Законопроект подготовлен в развитие положений Конституции Российской Федерации (далее - Конституция), закрепляющих базовые для российских граждан конституционно значимые нравственные ценности семьи, материнства, отцовства, детства, в том числе конституционные принципы:
1) государственной защиты семьи, материнства, отцовства и детства, сохранения традиционных семейных ценностей (часть 1 статьи 38, пункт "ж.1" части 1 статьи 72, пункт "в" части 1 статьи 114 Конституции). Сохранение традиционных семейных ценностей, к числу которых правомерно относить ценности семьи (рода, родни), материнства, отцовства и детства предполагает бережное отношение к ним, в том числе при осуществлении семейно - правового регулирования. Как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации (далее - Конституционный Суд), "семья, материнство и детство в их традиционном, воспринятом от предков понимании представляют собой те ценности, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа Российской Федерации, а потому нуждаются в особой защите со стороны государства" (Постановление Конституционного Суда от 23 сентября 2014 г. N 24-П);
2) приоритета защиты прав детей (часть 4 статьи 67.1 Конституции), что предполагает, в частности, наличие законодательных мер, имеющих целью обеспечение безопасности каждого ребенка как непосредственно от преступных посягательств, так и от неблагоприятного воздействия на его нравственность и психику, которое может существенным образом повлиять на развитие его личности, даже не будучи выраженным в конкретных противоправных деяниях." (Постановление Конституционного Суда от 31 января 2014 года N 1-П/2014);
3) соразмерности и справедливости мер защиты конституционно значимых ценностей, из которого следует, что положение о приоритете защиты прав и интересов ребенка не освобождает государство от обязанностей защищать семью, в том числе добросовестных родителей, от произвольного вторжения в сферу их частной жизни, обеспечивать эффективные возможности для защиты и восстановления нарушенных прав на основе конституционного принципа защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Государство, обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры. Публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей и вместе с тем не посягают на само существо права и не приводят к утрате его основного содержания (постановление Конституционного Суда от 27 июня 2012 года N 15-П). В основе поиска баланса конституционных ценностей, прав и законных интересов всех участников конкретных семейных правоотношений, по смыслу статей 7 (часть 2) и 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации, под защитой которых находятся семья, материнство, отцовство и детство, должен лежать именно принцип максимального обеспечения интересов семьи и всех ее членов (постановление Конституционного Суда от 16 июня 2015 года N 15-П).
5. Законопроект предусматривает взамен действующего механизма "отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью" комплекс мер защиты детей, соразмерных тем угрозам, которые должны быть устранены, и не уничтожающих при этом содержание самого основного права ребенка на его семью. В комплекс входят:
1) временные меры защиты ребенка (глава 12.1 Семейного кодекса в редакции законопроекта): передача ребенка под временную защиту его родственникам или иным лицам, указанным в пункте 2 статьи 79.4 Семейного кодекса в редакции законопроекта (далее - родственникам); временное устройство ребенка в организацию (статья 79.5 Семейного кодекса в редакции законопроекта). Передача ребенка под временную защиту его родственникам является приоритетной временной мерой его защиты. Временные меры в предлагаемом комплексе имеют значение срочных (оперативных) мер реагирования, порядок их применения позволяет оперативно обеспечить безопасность ребенка от любых непосредственных угроз: перечень случаев определен законом; применяются теми органами, которые обнаружили детей, нуждающихся во временных мерах защиты; возможность быстрого устройства таких детей к родственникам, а при их отсутствии - в организацию; отсутствие необходимости проводить обследование и собирать доказательства вины родителей. Эти меры не связаны с изъятием ребенка. Изъятие ребенка предполагает его принудительное разлучение с родителями, помимо воли родителей и ребенка. Временные меры защиты применяются в случаях, когда родители отсутствуют и неизвестно их местонахождение либо они находятся в таком состоянии, при котором не могут выразить свою волю. При применении временных мер защиты допускается проживание ребенка, нуждающегося во временной защите (ребенок, в отношении которого применяются временные меры защиты), совместно с лицом, осуществляющим такую защиту, по месту жительства (месту фактического нахождения) ребенка или лица, осуществляющего временную защиту ребенка. Применение временных мер защиты допускается с учетом мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет.
Для определения статуса ребенка, в отношении которого применяются временные меры защиты, в семейное законодательство вводится термин "ребенок, нуждающийся во временной защите" (пункт 1 статьи 79.1 Семейного кодекса в редакции законопроекта). В связи с этим и в целях обеспечения непротиворечивости юридической терминологии соответствующая поправка предлагается в Федеральный закон "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в части уточнения содержания термина "безнадзорный" (пункт 1 статьи 5 законопроекта).
Применение временных мер защиты ребенка не является основанием для признания ребенка оставшимся без попечения родителей и не влечет прекращения родительских прав.
Временные меры защиты ребенка применяются уполномоченными лицами: органами социальной защиты населения, полицией и органами опеки и попечительства. Перечень уполномоченных лиц устанавливается законом субъекта Российской Федерации с учетом региональных территориальных особенностей, в том числе для отдаленных и (или) труднодоступных территорий (статья 79.3 Семейного кодекса в редакции законопроекта). Временные меры защиты ребенка применяются на основании акта, форма которого утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определены основные требования к содержанию такого акта, порядок его принятия и обжалования (статья 79.7 Семейного кодекса в редакции законопроекта).
Устанавливается общее правило продолжительности применения временных мер защиты ребенка - до тех пор, пока не отпадут или не будут устранены обстоятельства, повлекшие временную невозможность осуществления родителями родительских прав (статья 79.6 Семейного кодекса в редакции законопроекта). В то же время в целях защиты прав и законных интересов ребенка предусматривается ряд специальных правил. Так, если по истечении месяца со дня временного устройства ребенка в организацию, родители не явились за ним, либо ребенок не был передан под временную защиту иным его родственникам или иным лицам, указанным в пункте 2 статьи 79.4 Семейного кодекса в редакции законопроекта, руководитель организации направляет в орган опеки и попечительства уведомление о проверке факта отсутствия у ребенка попечения родителей (часть 6 статьи 79.5 Семейного кодекса в редакции законопроекта). Урегулирован порядок возврата ребенка родителям. На органы полиции возлагается обязанность оказывать родителям содействие в возвращении ребенка, находящегося под временной защитой других лиц или организаций (статья 79.8 Семейного кодекса в редакции законопроекта). Соответствующие поправки предусмотрены в Федеральный закон "О полиции" (статья 7 законопроекта) и в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (статья 8 законопроекта);
2) закрепление в Семейном кодексе права родителей обращаться в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка с заявлением о назначении ему опекуна (попечителя) на случай, когда они по уважительным причинам не смогут временно осуществлять свои родительские права в течение определенного периода времени. В целях обеспечения гарантий реализации родителями такого права законопроектом, по сравнению с действующим законодательством, предусматривается порядок не только подачи заявления, но и принятия решения органом опеки и попечительства; определяется примерный перечень уважительных причин для установления опеки (попечительства) по заявлению родителей; порядок разрешения разногласий родителей по вопросам подачи совместного заявления о назначении опекуна (попечителя) ребенку или относительно лица, определяемого ими в качестве опекуна (попечителя); сроки назначения органом опеки и попечительства опекуна (попечителя) по заявлению родителей при наличии уважительных причин; основания отказа органа опеки и попечительства в назначении опекуном (попечителем) лица, определенного в заявлении родителей, порядок обжалования отказа; порядок согласования с родителями лица, определяемого органом опеки и попечительства в качестве опекуна (попечителя) ребенка; механизм взаимодействия родителей и опекуна (попечителя) в процессе осуществления им своих полномочий (статья 65.1 Семейного кодекса в редакции законопроекта). Соответствующие поправки предлагается внести и в Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" (пункт 4 статьи 6 законопроекта);
3) предоставление родителям права выдать в порядке, предусмотренном законодательством о нотариате, нотариально удостоверенное согласие на осуществление правомочий законного представителя ребенка (детей) родственником или свойственником в период временного нахождения ребенка (детей) с такими лицами в отсутствие родителей, за исключением ряда правомочий (пункт 4 статьи 64.1 Семейного кодекса в редакции законопроекта). Нотариально удостоверенное согласие может быть выдано одному или нескольким лицам. Если срок действия такого согласия не установлен, то оно действует до достижения ребенком совершеннолетия, либо до приобретения им дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия. Родители вправе отменить выданное ими нотариально удостоверенное согласие в любое время без указания причин отмены. Распоряжение родителей об отмене нотариально удостоверенного согласия должно быть нотариально удостоверено;
4) закрепление права родителей привлекать для целей воспитания ребенка родственников и (или) иных лиц без обязательного документального оформления правомочий этих лиц (пункт 3 статьи 63 Семейного кодекса в редакции законопроекта);
5) конкретизация права родителей на временное устройство ребенка в организацию на период, когда они по уважительным причинам не смогут осуществлять свои родительские права. В отличие от действующего порядка (пункт 2 статьи 155.1 Семейного кодекса) законопроектом предусматривается, что такое устройство допускается в целях обеспечения защиты прав и законных интересов ребенка в течение периода, когда его родители по уважительным причинам, указанным в пункте 5 статьи 65.1 Семейного кодекса в редакции законопроекта, временно не смогут осуществлять свои родительские права; выбор организации осуществляется органом управления социальной защитой населения по согласованию с родителями ребенка, и с учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет; срок временного пребывания ребенка в организации однократно или в совокупности, не должен быть более одного года в течение периода до достижения ребенком совершеннолетия; урегулирован порядок возврата ребенка родителям по окончании или до окончания установленного срока его временного пребывания в организации, последствия неявки родителей за ребенком (статья 65.2 Семейного кодекса в редакции законопроекта);
6) отобрание ребенка (статья 77 Семейного кодекса в редакции законопроекта). Рассматривается как исключительная мера защиты ребенка, применяемая на основании вступившего в законную силу судебного решения о лишении родителя родительских прав, об ограничении родителя в родительских правах или об отмене усыновления. Отобрание ребенка у опекуна (попечителя) допускается на основании акта органа опеки и попечительства об отстранении его от исполнения возложенных на него обязанностей и об отобрании ребенка, а в случае обжалования такого акта - на основании вступившего в законную силу судебного решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. До вступления в законную силу судебного решения ребенок имеет право на временные меры защиты. По ходатайству истца суд в соответствии со статьей 212 Гражданского процессуального кодекса может обратить решение об отобрании ребенка к немедленному исполнению. Исполнение решения суда об отобрании ребенка и передаче ребенка производится судебным приставом-исполнителем.
6. В развитие конституционных принципов поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей (пункт "в" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации) законопроект предусматривает включение в перечень принципов семейно-правового регулирования такого принципа, как принцип презумпции добросовестности осуществления родителями родительских прав, который определяет правовые основы взаимоотношений государства и семьи. Введение этого принципа в Семейный кодекс будет означать, что действия родителей (или иных лиц, на попечении которых находится ребенок), считаются добросовестными (соответствующими правам и законными интересам ребенка), если иное не будет установлено вступившим в законную силу решением, принятым в порядке гражданского, административного или уголовного судопроизводства (пункт 3 статьи 1 Семейного кодекса в редакции законопроекта). Отрицание необходимости соблюдения этого принципа применительно к регулированию семейных отношений означало бы, что все родители (или иные лица, на попечении которых находятся дети) действуют в отношении своих детей недобросовестно и неразумно. Формулировка, касающаяся исключений из принципа презумпции добросовестности ("если иное не будет установлено вступившим в законную силу решением, принятым в порядке гражданского, административного или уголовного судопроизводства"), позволяет охватить решения, принимаемые комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, при рассмотрении административных дел в отношении родителей. Принцип презумпции добросовестности осуществления родителями родительских прав взаимосвязан с нормами законопроекта о том, что:
при рассмотрении дел по искам органов опеки и попечительства или прокурора к родителям (усыновителям) о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах или об отмене усыновления соответственно бремя доказывания недобросовестности родителя (усыновителя) при осуществлении им родительских прав в отношении конкретного ребенка, лежит на истце (пункт 2 статьи 65 и пункт 2.1 статьи 140 Семейного кодекса в редакции законопроекта);
органы опеки и попечительства осуществляют защиту прав и законных интересов детей только в случаях, порядке и объеме, прямо предусмотренных Семейным кодексом (пункт 2 статьи 64 Семейного кодекса в редакции законопроекта);
правила, установленные статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, не применяются при совершении родителями доверенностей от имени несовершеннолетних детей или при даче родителями согласия на совершение доверенностей детьми, достигшими 14 лет (пункт 3 статьи 60 Семейного кодекса в редакции законопроекта).
7. В целях реализации конституционного принципа приоритета семейного воспитания детей, закрепленного в части 4 статьи 67.1 Конституции Российской Федерации, в том числе применительно к детям, имеющим попечение родителей (категория детей, на которых распространяется правовое регулирование, предлагаемое законопроектом,) статья 54 Семейного кодекса в редакции законопроекта дополняется принципом обеспечения ребенку права жить и воспитываться в родной семье. Право ребенка жить и воспитываться в родной семье означает:
1) право ребенка, нуждающегося во временной защите или оставшегося без попечения родителей, на сохранение своего семейного окружения и устройство на попечение родственников, свойственников или фактических воспитателей, в том числе отчима (мачехи), за исключением случаев, установленных Семейным Кодексом (пункт 3 статьи 54 Семейного кодекса в редакции законопроекта);
2) преимущественное право родственников ребенка на его воспитание в случаях, предусмотренных законом (статья 79.4 Семейного кодекса в редакции законопроекта). Перечень оснований отказа родственнику в передача ему ребенка на воспитание, устанавливается Семейным кодексом (пункт 4 статьи 79.4 Семейного кодекса в редакции законопроекта);
3) возложение обязанности на органы полиции при наличии сведений о родственниках ребенка уведомлять их о ребенке, оставшемся без попечения родителей или нуждающемся во временной защите (статья 12 Федерального закона "О полиции" в редакции законопроекта (пункт 1 статьи 6 законопроекта).
8. В целях обеспечения вытекающих из Конституции Российской Федерации требований определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм законопроектом предусматривается дополнение Семейного кодекса статьей, содержащей определения 12 основных терминов (статья 1.1 Семейного кодекса в редакции законопроекта).
1) термин "семья" определяется как "общность людей, соединенных отношениями брака, родства, свойства, усыновления (удочерения) и связанных общими семейными традициями и ценностями, взаимными правами и ответственностью друг перед другом" (пункт 12 статьи 1.1). Определение термина необходимо для целей семейно-правового регулирования: во-первых, позволяет различить в системе семейных отношений внутрисемейные отношения, не подлежащие семейно-правовому регулированию, поскольку критерием такого различения являются юридические факты, указывающие на возникновение внутрисемейных отношений: брак, родство, свойство, усыновление (удочерение). Эти юридические факты выполняют для государства и общества роль своеобразных юридических "маркеров", ту черту, за пределы которой никто, кроме членов отдельно взятой семьи, входить не вправе, ибо за ней - частная жизнь членов семьи, сфера внутрисемейной свободы; во-вторых, усиливают гарантии права ребенка на семью, так как позволяют различить семью и иные временные формы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, к которым относятся опека и попечительство; в - третьих, подчеркивает, что семья нечто большее, чем брак, родство и т.д., это общность людей, связанных нравственными ценностями, семейными традициями, ответственностью друг перед другом;
2) термин "брак". Конституционный принцип "брак как союз мужчины и женщины" (пункт "ж.1." части 1 статьи 72 Конституции) конкретизируется применительно к целям семейно-правового регулирования, вносит определенность относительно семейно-правового содержания данного термина (пункт 2 статьи 1.1);
3) термин "близкие родственники" (пункт 1 статьи 1.1). Необходимость определения значения данного термина обусловлена тем, что в настоящее время в действующем законодательстве отсутствует единое определение относительно круга лиц, относящихся к "близким родственникам". Определение термина "близкие родственники", закрепленное в статье 14 Семейного кодекса, регулирующей отношения, связанные с заключением брака, вносит неопределенность в вопросе о том, распространяется ли это определение на другие семейные отношения. Кроме того, оно носит целевой характер - защиты интересов лиц, вступающих в брак, и не учитывает права и законные интересы детей, имеющих право на общение со своими близкими и другими родственниками (статья 55 Семейного кодекса), а также право близких родственников на общение с ребенком (статья 67 Семейного кодекса). Предлагается включить определение данного термина в число основных и тем самым устранить существующую неопределенность;
4) термин "дети, оставшиеся без попечения родителей" (пункт 3 статьи 1.1). Устраняет неопределенность в вопросе о том, кого относить к данной категории детей, - только тех детей, которые признаны таковыми по основаниям и в порядке, предусмотренном Семейным кодексом. В связи с этим соответствующие поправки предлагается внести в статью 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 3 законопроекта);
5) термин "законные представители ребенка" (пункт 4 статьи 1.1). Устраняет существующий правовой пробел, позволяет охватить те жизненные случаи, когда в соответствии с законом необходимо в интересах ребенка осуществление правомочий его законного представителя иными лицами, нежели родители (или иные лица, на попечении которых он находится). К таким случаям предлагается отнести осуществление правомочий законного представителя ребенка: лицом, временно осуществляющим защиту ребенка (статья 79.4 Семейного кодекса в редакции законопроекта), руководителем организации, в которую временно помещен ребенок, нуждающийся во временной защите (пункт 4 статьи 79.5 Семейного кодекса в редакции законопроекта), лицом, в отношении которого имеется нотариально удостоверенное согласие на осуществление им правомочий законного представителя ребенка (статья 64.1 Семейного кодекса в редакции законопроекта);
6) термин "лица, на попечении которых находятся дети" (пункт 5 статьи 1.1). В целях реализации конституционного положения о "сохранении традиционных семейных ценностей" (пункт "в" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации) предлагается взамен используемого в действующем законодательства термина "лица, заменяющие родителей" использовать термин "лица, на попечении которых находятся дети". Термин "лица, заменяющие родителей" умаляет значение родительства, формирует представление о родителях как о лицах, которых можно заменить. Между тем в традиционной семейной культуре России в отношениях детей и родителей превалирует осознание их незаменимости друг для друга. Корреспондирующие поправки предлагаются также в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" (статьи 4 и 6 законопроекта);
7) определения терминов "организации" и "организации, оставшиеся без попечения родителей" (пункты 6 и 7 статьи 1.1) даны в целях обеспечения краткости и единообразия в их использовании в Семейном кодексе;
8) термин "родители" (пункт 8 статьи 1.1). Определение дано в целях реализации конституционного положения о "сохранении традиционных семейных ценностей" (пункт "в" части 1 статьи 114 Конституции). Исключает использование данного термина в значении "родитель 1" и "родитель 2";
9) термин "родительские права" (пункт 9 статьи 1.1). Определение содержится в пункте 1 статьи 61 Семейного кодекса. Предлагается перенести его в Раздел 1, так как это один из основных семейно-правовых терминов, имеющий значение для осуществления семейно-правового регулирования иных, помимо родительско-детских, семейных отношений;
10) термины "родственники" (пункт 10 статьи 1.1), "свойственники" (пункт 11 статьи 1.1) используются в законодательстве, но нигде не определены. Их определения необходимы в связи с реализацией права ребенка на родную семью.
9. В целях обеспечения принципа правовой определенности положений Семейного кодекса, касающихся получателей алиментов на несовершеннолетних детей и защиты их прав и законных интересов, законопроект предусматривает уточняющую поправку в статью 99 Семейного кодекса в части соглашения об уплате алиментов на несовершеннолетних детей, находящихся под опекой (попечительством). При отсутствии родителя (усыновителя), в распоряжение которого должны поступать причитающиеся ребенку алименты, соглашение об уплате алиментов на несовершеннолетних детей заключается между родителем (усыновителем), обязанным уплачивать алименты, и опекуном (попечителем) несовершеннолетнего ребенка (пункт 2 статьи 99 Семейного кодекса в редакции законопроекта).
10. Законопроект состоит из 9 статей, помимо поправок в Семейный кодекс законопроект предусматривает поправки в 7 иных федеральных законов (см. Приложение к настоящей пояснительной записке).
11. Законопроектом предусматривается, что основная часть положений законопроекта в случае его принятия вступает в силу со дня официального опубликования федерального закона. Отдельные статьи, требующие проведения определенных организационных мероприятий (например, положения главы 12.1 Семейного кодекса в редакции законопроекта, касающиеся введения института временных мер защиты детей; статья 65.2 Семейного кодекса в редакции законопроекта, регламентирующая основания и порядок устройства детей в организации по заявлению родителей; статья 77 Семейного кодекса в редакции законопроекта, изменяющая основания и порядок отобрания детей у родителей) вступают в силу позднее. В законопроекте указан примерный срок - с 1 сентября 2022 года.
12. Законопроект подготовлен в рамках реализации концепции, согласованной Межведомственной рабочей группой, созданной в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в целях выработки консолидированной позиции по совершенствованию действующего института "отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью" и приведению его в соответствии с новыми конституционными положениями, касающимися государственной функции защиты семьи и ребенка (далее - Межведомственная рабочая группа). В состав Межведомственной рабочей группой входят представители семи федеральных органов исполнительной власти (Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий), представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Федеральной нотариальной палаты, председатель Научно-экспертного совета при подкомитете по гражданскому праву и семейному праву Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству и руководитель экспертной рабочей группы представителей родительских и иных общественных организаций Научно-экспертного совета при Подкомитете. В целях согласования концептуальных положений в течение 2021 года было проведено 15 заседаний Межведомственной рабочей группы, в ходе которых были согласованы 72 концептуальных законодательных предложений, часть из которых реализованы в представленном законопроекте.
13. Законопроект не потребует расходов из федерального бюджета.
14. Принятие законопроекта позволит обеспечить эффективную защиту ребенка от возможных угроз его жизни или здоровью без нанесения ущерба добропорядочной семье, и тем самым укрепить институт семьи, повысить доверие граждан к институтам публичной власти, обеспечить партнерство государства и семьи в решении национальных задач обеспечения благополучия каждого ребенка, каждой отдельной семьи и государства в целом.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
1. Реализация федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует внесения изменений:
1) в Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 в целях приведения его в соответствие с пунктом 6 статьи 54 Семейного кодекса в редакции законопроекта. Изменения планируются в части урегулирования порядка сохранения (внесения) в паспорт гражданина Российской Федерации по его просьбе сведений об его детях, независимо от достижения ими совершеннолетия, за исключением сведений об умерших детях;
2) в Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. N 995 в целях приведения его в соответствие с пунктом 3 статьи 5 законопроекта, который предусматривает изменения в пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Изменения касаются ограничений для членов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях;
3) в Положение о деятельности организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 года N 481 в целях приведения его в соответствие со статьями 65.2 и 79.5 Семейного кодекса в редакции законопроекта и пунктом 6 статьи 5 законопроекта. Изменения касаются порядка временного устройства и сроков временного пребывания детей, имеющих попечение родителей (или иных лиц, на попечении которых они находятся), в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Реализация федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует также издания нормативных правовых актов:
1) Правительства Российской Федерации - об утверждении формы акта передачи (возвращения) находящегося под временной защитой ребенка его родителям (или иным лицам, на попечении которых он находился до принятия временных мер его защиты) (пункт 1 статьи 79.8 Семейного кодекса в редакции законопроекта);
2) уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти:
об утверждении формы заявления родителей о назначении их ребенку опекуна (попечителя) на период, когда по уважительным причинам они не смогут осуществлять свои родительские права (пункт 2 статьи 65.1 Семейного кодекса в редакции законопроекта);
об утверждении формы акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя) ребенка по заявлению его родителей (пункт 4 статьи 65.1 Семейного кодекса в редакции законопроекта);
об утверждении формы заявления родителей о временном устройстве ребенка в организацию в течение периода, когда они по уважительным причинам не смогут осуществлять свои родительские права (пункт 3 статьи 65.2 Семейного кодекса в редакции законопроекта);
об утверждении примерной формы соглашения, заключаемого между родителями, организацией и органом управления социальной защитой населения, о временном пребывании ребенка в организации (пункт 4 статьи 65.2 Семейного кодекса в редакции законопроекта);
об утверждении формы акта о временных мерах защиты ребенка (пункт 1 статьи 79.7 Семейного кодекса в редакции законопроекта);
об утверждении формы акта передачи ребенка, находившегося под временной защитой, его родителям (пункт 1 статьи 79.8 Семейного кодекса в редакции законопроекта).
3. Реализация федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает также принятие субъектами Российской Федерации законов, устанавливающих перечень организаций, в которые осуществляется временное устройство детей, нуждающихся во временной защите (пункт 1 статьи 79.5 Семейного кодекса в редакции законопроекта).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.