Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 155721-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (далее - законопроект), предусматривает механизм перечисления денежных средств, подлежащих взысканию на основании исполнительных документов, исключительно на счета взыскателей, открытые в российских кредитных организациях или казначейский счет.
Актуальность принятия законопроекта обусловлена колоссальными объемами обналичивания денежных средств по исполнительным документам, выданным по сомнительным основаниям, которые только в 2021 году составили более 26 млрд. рублей и возросли по сравнению с 2020 годом почти на 25%.
Следует отметить, что предусматриваемый законопроектом запрет на исполнение требований исполнительных документов путем перечисления денежных средств на счет взыскателя, открытый в иностранном банке, приведет к необходимости открытия взыскателем такого счета в российской кредитной организации, или казначейского счета, в целях обеспечения принудительного исполнения требований исполнительного документа.
Кроме того, требование об указании реквизитов банковского счета взыскателя, открытого в российской кредитной организации, предусмотренное законопроектом, будет распространяться как на взыскание денежных средств, осуществляемое в рамках исполнительного производства по постановлению судебного пристава-исполнителя, так и на случаи взыскания этих средств банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, без возбуждения исполнительного производства на основании исполнительного документа, предъявленного непосредственно взыскателем. При этом данное законодательное ограничение будет соразмерным и вместе с тем направленным на противодействие незаконному выводу за рубеж денежных средств, легализации доходов, полученных преступным путем, которые в настоящее время осуществляются в том числе посредством вовлечения судебных приставов-исполнителей.
Законопроектом предусматривается, что банк и (или) иная кредитная организация приостанавливают исполнение исполнительного документа до представления взыскателем реквизитов банковского счета, открытого им в российской кредитной организации, уведомляя об этом взыскателя по указанному в его заявлении месту жительства (месту пребывания).
Также законопроектом предусмотрены переходные положения, предусматривающие, что по исполнительным производствам имущественного характера, возбужденным до дня вступления законопроекта в силу, в рамках которых взысканные денежные средства на основании заявления взыскателя подлежат перечислению на счет взыскателя, открытый в иностранном банке, судебный пристав-исполнитель выносит и направляет в банк требование о наложении ареста на денежные средства должника до представления взыскателем реквизитов банковского счета, открытого им в российской кредитной организации. При представлении взыскателем указанных реквизитов банк на основании постановления судебного пристава-исполнителя перечисляет денежные средства на счет взыскателя. Об исполнении содержащихся в постановлении судебного пристава-исполнителя требований банк или иная кредитная организация в течение трех рабочих дней информирует судебного пристава-исполнителя.
Принятие законопроекта позволит минимизировать случаи перечисления денежных средств в пользу взыскателей, ставящих целью легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, уход от налогов и дальнейший вывод денежных средств за пределы Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов не потребуется.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.