Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 155719-8 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3.5 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3.5 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение подпункта "д" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N Пр-612.
В настоящее время действующий порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предусматривает ряд избыточных сроков выполнения отдельных его процедур.
В частности, в соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) срок принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка (отказе в предварительном согласовании) составляет 30 дней после поступления соответствующего заявления в уполномоченный орган. При этом указанный срок может быть продлен до 45 дней в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, а схема расположения образуемого земельного участка подлежит согласованию в соответствии с положениями статьи 3.5 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Сроки предварительного согласования предоставления земельных участков существенно влияют на сроки начала освоения земельных участков, в том числе для целей строительства.
Кроме того, действующим законодательством предусмотрена возможность выдачи разрешения на строительство, реконструкцию объектов федерального, регионального или местного значения до образования земельного участка или земельных участков, на которых предполагается осуществление строительства, реконструкции таких объектов, то есть только на основании решения о предварительном согласовании предоставления таких земельных участков (часть 7.3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Законопроектом предусматривается сокращение сроков принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также решения о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с 30 до 20 дней, при этом в случае если схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию - с 45 до 35 дней.
Положения законопроекта обсуждались с субъектами Российской Федерации. Из 79 субъектов Российской Федерации, представивших позиции, 54 субъектами Российской Федерации положения законопроекта были поддержаны, 25 субъектами Российской Федерации представлены предложения.
В настоящее время 20-дневный срок установлен для рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Несмотря на то что в процессе предоставления земельных участков, находящихся государственной или муниципальной собственности, сохраняется региональная специфика, именно указанный Федеральный закон демонстрирует лучшую практику предоставления земельных участков с точки зрения сроков и процедуры их предоставления, в связи с чем представляется целесообразным ориентироваться на положения этого Федерального закона.
Таким образом, предлагаемое сокращение сроков обосновывается наработанным опытом и лучшей региональной практикой.
Законопроектом также предусматривается срок вступления его в силу 1 марта 2023 г., который позволит исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, привести административные регламенты по предоставлению государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствие с измененными положениями законодательства.
Законопроект содержит положения, включающие требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие соответствующего Федерального закона не приведет к изменению объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, уменьшению доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и не потребует выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3.5 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3.5 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не потребуют выделения дополнительных средств из федерального бюджета и бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3.5 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3.5 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3.5 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3.5 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребует:
1. Внесения изменений в приказ Росимущества от 11 сентября 2020 г. N 261 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов".
Основание: пункт 3 статьи 1 Федерального закона.
Срок подготовки: 3 месяца со дня официального опубликования Федерального закона.
Ответственный исполнитель: Росимущество.
2. Внесения изменений в приказ Росморречфлота от 15 апреля 2021 г. N 53 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства морского и речного транспорта по предоставлению государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности и предназначенных для размещения, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей Российской Федерации, в аренду, безвозмездное пользование или постоянное (бессрочное) пользование, без проведения торгов".
Основание: пункт 3 статьи 1 Федерального закона.
Срок подготовки: 3 месяца со дня официального опубликования Федерального закона.
Ответственный исполнитель: Росморречфлот.
3. Внесения изменений в приказ Минэкономразвития России от 24 октября 2013 г. N 615 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством экономического развития Российской Федерации государственной услуги по выкупу земельных участков, расположенных в особой экономической зоне и находящихся в государственной или муниципальной собственности, под объектами недвижимости арендаторами земельных участков - собственниками созданных ими объектов недвижимости".
Основание: пункт 3 статьи 1 Федерального закона.
Срок подготовки: 3 месяца со дня официального опубликования Федерального закона.
Ответственный исполнитель: Минэкономразвития России.
4. Внесения изменений в приказ Минэкономразвития России от 16 мая 2012 г. N 281 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством экономического развития Российской Федерации государственной услуги по заключению договора аренды земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны, для осуществления промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне".
Основание: пункт 3 статьи 1 Федерального закона.
Срок подготовки: 3 месяца со дня официального опубликования Федерального закона.
Ответственный исполнитель: Минэкономразвития России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.