Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 160278-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
В основе современной рыночной экономики решающую роль играют технологии (в первую очередь цифровые технологии), информация, цифровые и информационные платформы.
Применение информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин (далее также - информационные системы), которые предназначены и (или) используются для предоставления и (или) распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети (сетях), способствует развитию рыночных отношений, ускоряет экономические процессы и сокращает транзакционные издержки.
Вместе с тем указанные информационные системы могут быть использованы для монополизации рынков, оказания влияния на смежные товарные рынки, злоупотребления рыночной властью такими операторами информационных систем и организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети (сетях).
Еще одним элементом цифровых рынков является использование программ для электронных вычислительных машин (цифровых алгоритмов), которые также, с одной стороны, направлены на повышение эффективности осуществления деятельности участников рынков, но, с другой стороны, могут использоваться в качестве инструмента реализации антиконкурентных соглашений, в частности, реализации картелей на торгах и на товарных рынках.
Такие используемые в противоправных целях программы для электронных вычислительных машин приводят к получению незаконных доходов и повышению размера ущерба от реализации антиконкурентных соглашений.
В правоприменительной практике последних лет наблюдается рост количества правонарушений с использованием программ для электронных вычислительных машин для целей заключения и исполнения антиконкурентных соглашений.
В 2020 - 2021 годах антимонопольным органом принято 10 решений по делам об антиконкурентных соглашениях, где для целей заключения и реализации антиконкурентных соглашений использовались программы для электронных вычислительных машин, в отношении 27 ответчиков, а в 2018 - 2019 годах принято 10 решений с аналогичными обстоятельствами, связанными с использованием программ для электронных вычислительных машин, в отношении 33 ответчиков.
Антиконкурентными соглашениями, как правило, охвачено большое количество торгов, проводимых в электронной форме, в первую очередь, в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
Нарушения, связанные с использованием цифровых технологий, должны пресекаться методами и способами, учитывающими цифровизацию экономических процессов.
Законопроектом предлагается ввести в качестве дополнительного отягчающего обстоятельства при совершении административного правонарушения, выражающегося в заключении и реализации антиконкурентного соглашения, использование программы для электронно-вычислительных машин, позволяющей осуществлять принятие решений (совершение действий), направленных на исполнение такого соглашения, в автоматическом режиме (без участия человека).
Законопроектом также предлагается введение новой части 2.7-1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа в случае, если ранее лицо было привлечено к административной ответственности за невыполнение этого решения, предписания и федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом были установлены новые сроки исполнения решения, предписания.
Существующая в настоящее время санкция, предусмотренная частями 2.1 - 2.3 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая максимальный размер штрафа в сумме 500 тысяч рублей, не обеспечивает в полной мере достижение целей понуждения к исполнению законных предписаний антимонопольного органа. В некоторых случаях противоправное поведение продолжает осуществляться, несмотря на применение указанных санкций. Такие обстоятельства могут иметь место на монополизированных рынках, где доход от монополистической деятельности может иметь тенденцию нивелирования негативных последствий в виде административных штрафов. С учетом цифровизации экономических процессов такое проявление наиболее негативно может сказываться на рынках, связанных с цифровыми и информационными технологиями.
Так, в сентябре 2015 г. ФАС России признала Google виновным в злоупотреблении доминирующим положением на рынке предустановленных магазинов приложений в ОС Android и выдала предписание об устранении нарушений. В ноябре 2015 г. ФАС России привлекла Google Inc. и Google Ireland Limited к административной ответственности за неисполнение предписания, оштрафовав каждую из компаний на 500 тысяч рублей, и продлила срок исполнения предписания. Вместе с тем предписание антимонопольного органа продолжало не исполняться, в связи с чем ФАС России была вынуждена обратиться в суд с требованием о понуждении исполнения предписания, что в конечном итоге способствовало исполнению предписания.
Согласно ведомственной статистике ФАС России в 2021 году антимонопольные органы были вынуждены обратиться в суды с требованиями о понуждении исполнения предписаний 25 раз, что больше по сравнению с 2020 годом (4 раза) и 2019 годом (4 раза).
Предлагаемая норма части 2.7-1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает механизм удвоения ранее наложенного административного штрафа за невыполнение решения, предписания, если ранее лицо уже было привлечено к административной ответственности за невыполнение этого решения, предписания. При этом в целях снижения чрезмерной административной нагрузки предусмотрены пределы применения такой санкции: не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, и не менее ста тысяч рублей.
Принятие законопроекта обеспечит создание эффективных механизмов административной ответственности за нарушения, связанные с проявлениями монополистической деятельности на цифровых товарных рынках.
В связи с тем, что в законопроекте содержатся положения, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются обязательные требования, требуется рассмотрение законопроекта на заседании Правительственной комиссии по проведению административной реформы или ее подкомиссии.
Законопроект не оказывает влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.