Проект федерального закона N 160280-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции"
(вносится Правительством Российской Федерации)
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3434; 2008, N 18, ст. 1941; N 45, ст. 5141; 2009, N 29, ст. 3601; N 52, ст. 6450; 2011, N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6728; N 50, ст. 7343; 2013, N 30, ст. 4084; N 51, ст. 6695; N 52, ст. 6988; 2014, N 23, ст. 2928; 2015, N 29, ст. 4376; N 41, ст. 5629; 2016, N 27, ст. 4197; 2018, N 53, ст. 8440; 2019, N 29, ст. 3854; N 52, ст. 7803; 2020, N 9, ст. 1125) следующие изменения:
1) статью 4 дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:
"4.1) сетевой эффект - влияние хозяйствующего субъекта, обеспечивающего посредством использования программы (совокупности программ) для электронных вычислительных машин в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", совершение сделок между иными лицами, выступающими продавцами и покупателями определенных товаров, на общие условия обращения товаров на товарном рынке, на котором осуществляется взаимодействие таких продавцов и покупателей, за счет увеличения числа таких продавцов и покупателей;";
2) статью 5 дополнить частью 8.1 следующего содержания:
"8.1. При проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке (товарных рынках), на котором (которых) заключение сделок между продавцами и покупателями осуществляется посредством программы (совокупности программ) для электронных вычислительных машин, используемой в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", и обеспечивающей совершение сделок между продавцами и покупателями определенных товаров, антимонопольный орган устанавливает наличие сетевых эффектов и дает оценку возможности хозяйствующего субъекта, обеспечивающего посредством использования программы (совокупности программ) для электронных вычислительных машин в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", совершение сделок между иными лицами, выступающими продавцами и покупателями определенных товаров, оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, в том числе за счет количества совершаемых посредством такой программы (совокупности программ) для электронных вычислительных машин сделок.";
3) главу 1 дополнить статей 9.2 следующего содержания:
"Статья 9.2. Экспертиза
1. При рассмотрении ходатайств о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, дел о нарушении антимонопольного законодательства, а также для целей осуществления антимонопольным органом контроля за исполнением предписаний, выданных в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, антимонопольный орган или комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по ходатайству заявителей ходатайств о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, или по собственной инициативе вправе назначить экспертизу и привлекать экспертов для ее проведения. Определение эксперта для целей осуществления антимонопольным органом контроля за исполнением предписания, выданного в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, осуществляется антимонопольным органом по согласованию с заявителем ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю.
2. Заключение эксперта учитывается антимонопольным органом при принятии решения по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, а также при решении вопроса о надлежащем исполнении предписания, выданного в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 33 настоящего Федерального закона.
3. Экспертом, привлекаемым антимонопольным органом или комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, является лицо, которое обладает специальными знаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, или дела о нарушении антимонопольного законодательства. Информация о назначении экспертизы, привлечении экспертов и срок проведения экспертизы указываются при рассмотрении указанного ходатайства в решении антимонопольного органа, а при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в определении комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
4. Эксперт должен быть независимым по отношению к лицам, участвующим в деле о нарушении антимонопольного законодательства, а при рассмотрении ходатайств о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, по отношению к сторонам сделки и лицу, являющемуся объектом экономической концентрации. Экспертом, определяемым для целей осуществления антимонопольным органом контроля за исполнением предписания, выданного в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, не может быть лицо:
1) которому в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 33 настоящего Федерального закона выдано предписание антимонопольного органа либо которое входит в одну группу лиц с таким лицом;
2) являющееся конкурентом лица, которому в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 33 настоящего Федерального закона выдано предписание антимонопольного органа, и (или) лица, входящего с таким лицом в одну группу лиц, либо входящее в одну группу лиц с лицом, являющимся конкурентом лица, которому выдано такое предписание.
5. Эксперт с разрешения антимонопольного органа знакомится с материалами, связанными с рассмотрением ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, а при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства с разрешения комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства с материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе составляющими коммерческую тайну, при условии предоставления антимонопольному органу или комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства письменного обязательства о неразглашении сведений, составляющих охраняемую законом тайну.
6. Кандидатуры экспертов и круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяются антимонопольным органом или комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. При назначении экспертизы заявители ходатайств о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, вправе предлагать антимонопольному органу или комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства кандидатуры экспертов и представителей экспертных организаций, а также вопросы, по которым требуется заключение эксперта.
7. Заявители ходатайств о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, вправе заявить отвод эксперту, если имеются обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности. Решение об отводе принимается антимонопольным органом или комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, привлекшими к участию в деле о нарушении антимонопольного законодательства эксперта, в отношении которого заявлен отвод. Заявление о повторном отводе эксперта подлежит оставлению без рассмотрения, если в отношении данного эксперта по тем же основаниям ранее был заявлен отвод, решение по которому было принято.
8. В случае, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта либо материалы и документы непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения, эксперт обязан направить в антимонопольный орган или комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, назначившие экспертизу, мотивированное сообщение в письменной форме о невозможности дать заключение.
9. За дачу заведомо ложного заключения эксперт несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
10. Антимонопольный орган ведет реестр экспертов, привлекаемых к участию в рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрению ходатайств о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, и для целей осуществления антимонопольным органом контроля за исполнением предписаний, выданных в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом.
11. Эксперт осуществляет проведение экспертизы на возмездной или безвозмездной основе. Оплата услуг эксперта за счет заявителей ходатайств о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, осуществляется только с их согласия в письменной форме. Информация о порядке оплаты услуг эксперта указывается в решении об удовлетворении ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, либо в определении по делу о нарушении антимонопольного законодательства, которым определяется кандидатура эксперта, а в случае, если услуги оказываются на возмездной основе, указываются источник их финансирования и стоимость услуг.";
4) дополнить статьей 10.1 следующего содержания:
"Статья 10.1. Запрет монополистической деятельности лицами, использующими в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", программы для электронных вычислительных машин для заключения сделок между продавцами и покупателями
Запрещаются действия (бездействия), предусмотренные частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, совершаемые хозяйствующим субъектом, использующим программу (совокупность программ) для электронных вычислительных машин, которая обеспечивает взаимодействие иных лиц, выступающих продавцами и покупателями определенных товаров, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в целях обеспечения возможности совершения между ними сделок, при наличии в совокупности следующих условий:
1) сетевой эффект от использования такой программы (совокупности программ) для электронных вычислительных машин дает хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке, на котором заключение сделок между продавцами и покупателями осуществляется посредством такой программы (совокупности программ) для электронных вычислительных машин, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам;
2) доля сделок, совершаемых между продавцами и покупателями путем предоставления доступа к такой программе (совокупности программ) для электронных вычислительных машин такого хозяйствующего субъекта, превышает тридцать пять процентов общего объема в стоимостном выражении сделок, совершаемых на соответствующем товарном рынке;
3) выручка такого хозяйствующего субъекта за последний календарный год превышает два миллиарда рублей.";
5) часть 7 статьи 11 дополнить словами ", а также соглашений, предусмотренных пунктом 2 части 1 настоящей статьи";
6) в части 1 статьи 13 слова "соглашения и согласованные действия, предусмотренные" заменить словами "координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, предусмотренная частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, соглашения и согласованные действия, предусмотренные";
7) пункт 2 части 1 статьи 23 дополнить подпунктом "п" следующего содержания:
"п) об определении по согласованию с лицом, обращающимся с ходатайством о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, эксперта для целей осуществления антимонопольным органом контроля за исполнением предписания, выданного в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 33 настоящего Федерального закона;";
8) в части 2 статьи 25.3 слово "познания" заменить словом "знания";
9) в части 1 статьи 28 слова "или если" заменить словами ", или если", после слов "восемьсот миллионов рублей," дополнить словами "или если цена сделки превышает семь миллиардов рублей,";
10) в статье 32:
а) в части 5:
в пункте 1 слова "нотариально заверенные" исключить;
в пункте 2 слова "нотариально заверенные" исключить;
пункт 19 признать утратившим силу;
б) в части 9 после слов "в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" дополнить словами "с указанием сведений об участниках и предмете сделки, иного действия, заявленных в ходатайстве (за исключением персональных данных физических лиц)";
в) дополнить частью 11 следующего содержания:
"11. В ходе рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, антимонопольный орган вправе запрашивать у других органов государственной власти документы и сведения, необходимые для рассмотрения ходатайства, с одновременным предоставлением таким органам государственной власти необходимых для указанных целей сведений и информации, содержащихся в ходатайстве, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне.";
11) в статье 33:
а) в части 2:
в пункте 3 слова "месяцев. Такие" заменить словами "месяцев. В случае, если сделка, иное действие осуществляются на товарном рынке Российской Федерации и (или) оказывают на него влияние, а также оказывают влияние на товарные рынки зарубежных стран (далее - трансграничный рынок), с согласия Правительства Российской Федерации антимонопольный орган вправе принять решение о продлении срока, указанного в настоящем пункте, на определяемый Правительством Российской Федерации срок. Такие";
дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7) о возврате ходатайства, если заявитель в трехмесячный срок после получения решения антимонопольного органа о продлении указанного в пункте 31 настоящей части срока рассмотрения ходатайства не представил в соответствии с Федеральным законом "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, ходатайство о согласовании соответствующих сделки, иного действия.";
б) часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. Указанный в части 1 настоящей статьи срок может быть продлен решением, предусмотренным пунктом 2 части 2 настоящей статьи, не более чем на два месяца. В случае, если сделка, иное действие осуществляются на трансграничном рынке (рынках) и (или) оказывают на него (на них) влияние, с согласия Правительства Российской Федерации антимонопольный орган вправе принять решение о продлении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, на срок, определяемый Правительством Российской Федерации. В случае принятия указанных решений антимонопольный орган на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещает сведения о сделке, об ином действии, заявленных в ходатайстве о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, с указанием сведений об участниках и предмете сделки, иного действия, заявленных в ходатайстве (за исключением персональных данных физических лиц). Заинтересованные лица вправе представить в антимонопольный орган сведения о влиянии на состояние конкуренции таких сделки, иного действия.";
в) дополнить частями 3.1 и 3.2 следующего содержания:
"3.1. В период до принятия антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, лица, представившие ходатайство, вправе представить в антимонопольный орган письменные обязательства об осуществлении ими действий, направленных на обеспечение конкуренции, которые учитываются антимонопольным органом при принятии решения по результатам рассмотрения ходатайства.
3.2. При назначении экспертизы и привлечении эксперта к рассмотрению ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, срок рассмотрения ходатайства приостанавливается на срок проведения экспертизы.";
г) в части 6 после слов "орган принимает" дополнить словами "предусмотренное пунктом 1 части 2 настоящей статьи", после слов "на осуществление сделки, предусмотренной статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона" дополнить словами ", или решение об удовлетворении ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, и об одновременной выдаче предписания, предусмотренного пунктом 4 части 2 настоящей статьи";
д) дополнить частями 6.1 - 6.5 следующего содержания:
"6.1. В случае, если по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, антимонопольный орган придет к предварительному выводу о том, что сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, приведут или могут привести к ограничению конкуренции, перед принятием решения по результатам рассмотрения ходатайства, антимонопольный орган направляет заявителю, а также иным лицам, участвующим в заявленных в ходатайстве сделке или ином действии, заключение об обстоятельствах ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю (далее - заключение об обстоятельствах ходатайства).
6.2. Заключение об обстоятельствах ходатайства оформляется в письменной форме, подписывается уполномоченным должностным лицом антимонопольного органа и должно содержать:
1) фактические и иные обстоятельства, установленные антимонопольным органом по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, в том числе установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и информации, полученной по запросам антимонопольного органа, а также описание доказательств, подтверждающих предварительные выводы антимонопольного органа о том, что сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, приведут или могут привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции;
2) предлагаемые условия, которые могут быть установлены антимонопольным органом по отношению к заявителю, а также иным лицам, участвующим в заявленных в ходатайстве сделке или ином действии, для целей обеспечения конкуренции.
6.3. Антимонопольный орган рассматривает ходатайство о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, без вызова лиц, участвующих в заявленных в ходатайстве сделке или ином действии (заочное рассмотрение). В случае принятия заключения об обстоятельствах ходатайства по заявлению лиц, участвующих в заявленных в ходатайстве сделке или ином действии, в том числе при представлении такими лицами письменных предложений о содержании обязательств об осуществлении ими действий, направленных на обеспечение конкуренции, либо по собственной инициативе антимонопольный орган назначает очное рассмотрение ходатайства, о чем принимается определение, которое направляется заявителю, а также иным лицам, участвующим в заявленных в ходатайстве сделке или ином действии. При этом дата очного рассмотрения ходатайства, указанная в определении, не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления указанным лицам заключения об обстоятельствах ходатайства.
6.4. Лица, участвующие в сделке или ином действии, заявленных в ходатайстве о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, вправе представлять в антимонопольный орган пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах ходатайства, до окончания рассмотрения ходатайства и принятия антимонопольным органом решения.
6.5. Порядок проведения очного рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, устанавливается федеральным антимонопольным органом".";
12) в статье 42.1:
а) часть 4 изложить в следующей редакции:
"4. Информация о порядке оплаты услуг переводчика и источник финансирования указываются в определении по делу о нарушении антимонопольного законодательства, которым переводчик привлекается к участию в деле.";
б) части 2, 3, 5 - 7 и 9 признать утратившими силу.
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2023 года.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.