Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 160130-8 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о гармонизации таможенного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь и сотрудничестве в таможенной сфере"
Проектом федерального закона предусматривается ратификация Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о гармонизации таможенного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь и сотрудничестве в таможенной сфере, подписанного в г. Москве 28 февраля 2022 г. и в г. Минске 4 марта 2022 г. (далее соответственно - законопроект, Договор).
Договор разработан в целях реализации Союзной программы по гармонизации налогового и таможенного законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации и сотрудничеству в таможенной сфере, утвержденной Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства N 6.
Договор предусматривает сотрудничество таможенных служб Российской Федерации и Республики Беларусь по следующим направлениям:
информационное взаимодействие и взаимный обмен сведениями;
создание в структуре Таможенного комитета Союзного государства Межгосударственного центра для координации работы по управлению рисками, а также для реализации аналитических функций и мониторинга совершения таможенных операций (далее - Межгосударственный центр);
совместный таможенный контроль;
категорирование лиц, совершающих таможенные операции;
взаимодействие мобильных групп таможенных органов Российской Федерации и Республики Беларусь;
регулирование института уполномоченного экономического оператора.
Учитывая, что Договор содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" он подлежит ратификации.
В частности, в соответствии со статьей 7 Договора предусмотрено, что объекты совместного таможенного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации и Республики Беларусь на территориях своих государств, определяются Межгосударственным центром. При этом порядок и случаи совместного таможенного контроля устанавливаются постановлением коллегии Таможенного комитета Союзного государства. В то же время законодательством Российской Федерации не предусмотрено проведение совместного таможенного контроля с таможенными органами иностранных государств.
Также Договором (статья 8) предусматривается утверждение постановлением коллегии Таможенного комитета Союзного государства единых подходов к осуществлению категорирования лиц, совершающих таможенные операции. При этом согласно статье 316 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок проведения категорирования лиц, совершающих таможенные операции, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.
Кроме того, Договором (статья 9) устанавливается, что создаваемые мобильные группы проводят скоординированные мероприятия не только по инициативе таможенных служб Российской Федерации и Республики Беларусь, но и по инициативе Межгосударственного центра.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Реализация законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о гармонизации таможенного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь и сотрудничестве в таможенной сфере"
Принятие Федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о гармонизации таможенного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь и сотрудничестве в таможенной сфере" не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О ратификации Договора менаду Российской Федерацией и Республикой Беларусь о гармонизации таможенного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь и сотрудничестве в таможенной сфере"
Принятие Федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о гармонизации таможенного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь и сотрудничестве в таможенной сфере" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о гармонизации таможенного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь и сотрудничестве в таможенной сфере"
Принятие федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о гармонизации таможенного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь и сотрудничестве в таможенной сфере" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.