Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 160039-8 "О внесении изменения в статью 78 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 78 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях рационального применения мер исправления и стимулирования правопослушного поведения осужденных за совершение особо тяжких преступлений.
В соответствии со статьей 15 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
Согласно статистическим данным ФСИН России, за 2 месяца 2022 г. переведены из исправительных колоний строгого режима в колонии-поселения 744 осужденных за совершение особо тяжких преступлений (в 2021 г. - 4577 чел., в 2020 г. - 5351 чел.).
Законопроектом предлагается сократить с двух третей до половины срок фактически отбытого наказания, после которого возможен перевод из исправительной колонии строгого режима в колонию-поселение для данной категории осужденных.
Законопроект подготовлен одновременно с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 80 Уголовного кодекса Российской Федерации", предусматривающим корректировку сроков, после фактического отбытия которых для осужденных к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений возможна замена неотбытой части наказания принудительными работами.
Благодаря предлагаемым изменениям первоначально у осужденных за совершение особо тяжких преступлений будет возникать право на обращение в суд с ходатайством об изменении вида исправительного учреждения, а позднее будет наступать право на обращение в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания либо ходатайством о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
Поэтапная смена исправительного учреждения будет способствовать более успешной подготовке осужденных за совершение особо тяжких преступлений к возвращению в общество после освобождения из мест лишения свободы.
Вместе с тем законопроектом предусмотрено исключение для осужденных за совершение особо тяжких преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а равно связанных с незаконным оборотом наркотических средств и их прекурсоров, либо с террористической деятельностью или организацией преступного сообщества (преступной организации) или участием в нем (в ней), а также с хищением, вымогательством и незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств или с дезорганизацией деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, согласно которому изменение вида исправительного учреждения для них будет возможно по отбытии не менее двух третей срока наказания.
Предлагаемое исключение соответствует принципу уголовного законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления (часть первая статьи 6 УК РФ).
Кроме того, дифференциация уголовной ответственности за общественно опасные составы преступлений предусмотрена уголовным законодательством Российской Федерации.
Реализация законопроекта будет осуществляться за счет средств, выделенных ФСИН России в установленной сфере деятельности, и не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, а также увеличения штатной численности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 78 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 78 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации", не потребует выделения дополнительных финансовых средств федерального бюджета и иных бюджетов Российской Федерации и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 78 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 78 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 78 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 78 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.