Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 160006-8 "О внесении изменения в статью 80 Уголовного кодекса Российской Федерации"
(в части изменения условий замены неотбытой части наказания осужденным за совершение особо тяжкого преступления)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 80 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части изменения условий замены неотбытой части наказания осужденным за совершение особо тяжкого преступления) (далее - законопроект) подготовлен в целях рационального применения мер исправления и стимулирования правопослушного поведения осужденных за совершение особо тяжких преступлений.
В соответствии со статьей 15 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
Согласно статистическим данным ФСИН России, численность осужденных, содержащихся в учреждениях, исполняющих наказание в виде принудительных работ, составляла за 2021 год 9 969 чел., за 2020 год - 7 000 чел., за 2019 год - 5 069 чел., за 2018 год - 1 223 чел.
При этом значительную часть осужденных из числа отбывающих принудительные работы составляют осужденные за особо тяжкие преступления, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена принудительными работами.
Так, по состоянию на 1 января 2022 г. отбывали наказание в виде принудительных работ 7 874 чел. или 79% осужденных указанной категории (1 января 2021 г. - 4 173 чел. или 60%, 1 января 2020 г. - 2 726 чел. или 37%, 1 января 2019 г. - 381 чел. или 31%).
В учреждениях, исполняющих наказание в виде принудительных работ, все осужденные содержатся совместно, в связи с чем неоднократно судимые лица криминальной направленности оказывают негативное влияние на ранее несудимых лиц, приобщая их к криминальной субкультуре, что отрицательно отражается на оперативной обстановке в учреждениях. Данные обстоятельства становятся причиной нарушений осужденными установленного порядка и условий отбывания наказания, а также совершения повторных преступлений в период отбывания принудительных работ.
По состоянию на 1 января 2022 г. 1821 осужденный за особо тяжкие преступления, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена принудительными работами, допустил нарушения установленного порядка и условий отбывания наказания (1 января 2021 г. - 987 чел., 1 января 2020 г. - 774 чел., 1 января 2019 г. - 130 чел.) и 49 осужденных указанной категории совершили повторные преступления в период отбывания принудительных работ (1 января 2021 г. - 17 чел., 1 января 2020 г. - 14 чел., 1 января 2019 г. - 4 чел.).
Более того, в течение 2021 года в отношении 790 осужденных за особо тяжкие преступления, которым неотбытая часть лишения свободы заменена принудительными работами, приняты решения о замене принудительных работ лишением свободы (в 2020 г. - 701 чел., в 2019 г. - 424 чел., в 2018 г. - 59 чел.).
Численность осужденных, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена принудительными работами, стремительно растет. По состоянию на 1 января 2022 г. более 87 000 осужденных за особо тяжкие преступления имеют право по решению суда на замену лишения свободы принудительными работами и могут быть направлены для дальнейшего отбывания наказания в исправительные центры, где будут содержаться совместно с иными категориями осужденных.
В связи с изложенным подготовлен законопроект, предусматривающий корректировку сроков, после фактического отбытия которых для осужденных к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений возможна замена неотбытой части наказания принудительными работами.
Более успешной подготовке осужденных за совершение особо тяжких преступлений к возвращению в общество будет способствовать, в первую очередь, поэтапное изменение вида исправительного учреждения, а именно - перевод из колонии строгого режима в колонию-поселение, а затем замена неотбытой части лишения свободы более мягким наказанием или условно-досрочное освобождение.
Законопроект разработан одновременно с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 78 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации", предполагающего сокращение с двух третей до половины срока лишения свободы, после которого возможен перевод из колонии строгого режима в колонию-поселение осужденных за совершение особо тяжких преступлений.
Таким образом, у осужденного за особо тяжкое преступление первоначально по отбытии половины срока лишения свободы возникает право на изменение вида исправительного учреждения, а по отбытии двух третей - право на замену наказания в виде лишения свободы принудительными работами.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 80 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 80 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части изменения условий замены неотбытой части наказания осужденным за совершение особо тяжкого преступления), не потребует выделения дополнительных финансовых средств федерального бюджета и иных бюджетов Российской Федерации и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 80 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 80 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части изменения условий замены неотбытой части наказания осужденным за совершение особо тяжкого преступления) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 80 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 80 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части изменения условий замены неотбытой части наказания осужденным за совершение особо тяжкого преступления) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.