Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 155123-8 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации"
Предлагаемый проект федерального закона направлен на законодательное закрепление срока принятия решения о выплате страховой суммы или об отказе в выплате страховой суммы в случаях, когда обстоятельства, от которых зависит принятие данного решения, подлежат установлению судом.
Так, в соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию, если страховой случай:
находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица;
является результатом признанного в судебном порядке умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью.
В целях установления указанных обстоятельств страховщики обращаются в суд и принимают решение на основании вступившего в законную силу решения суда.
Необходимость осуществления указанной процедуры следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации о применении положений третьего абзаца пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 52- ФЗ. Так, согласно пункту 14 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 07.04.2021, страховщик не вправе отказать выгодоприобретателю в выплате страховой суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих по основанию, предусмотренному абзацем третьим пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 52-ФЗ, при отсутствии вступившего в законную силу решения суда о том, что страховой случай находится в прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица. Из указанного пункта также следует, что страховщик не вправе освобождать себя от доказывания в судебном порядке обстоятельств нахождения страхового случая в прямой причинной связи с опьянением застрахованного лица.
Предлагаемая норма направлена на законодательное закрепление срока принятия решения в таких случаях и основана на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.04.2018 N 18-П "По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина И.В. Матросова".
Так, в некоторых случаях возникновение у страховщика обязанности уплатить страховое возмещение и (или) срок ее исполнения могут обусловливаться принятием судебного акта и его вступлением в законную силу, если при обращении заинтересованного лица в суд обстоятельства, с которыми связано возникновение у сторон страхового обязательства прав и обязанностей (наступление сроков), еще не наступили.
Исходя из пункта 2 статьи 10 и пункта 4 статьи 11 Федерального закона N 52-ФЗ решение о выплате или об отказе в выплате страховой суммы должно быть принято страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате.
Если на момент обращения выгодоприобретателя к страховщику за страховой выплатой и представления им документов отсутствует судебное решение по вопросу о наличии либо отсутствии обстоятельств, названных в абзацах третьем и четвертом пункта 1 статьи 10 Федерального закона, и при этом имеется спор о праве на получение страховых выплат, в том числе по иску страховщика, поданному в целях установления данных обстоятельств, то решение о выплате либо об отказе в страховой выплате не может быть принято в 15-дневный срок с момента получения документов от выгодоприобретателя, и срок должен быть приостановлен до вступления в законную силу судебного решения по такому спору.
Целью данного изменения является исключение правовой неопределенности по вопросу о порядке исчисления срока принятия решения при наличии обстоятельств, установление которых требуется в судебном порядке.
Внесение предлагаемых изменений в пункт 4 статьи 11 Федерального закона N 52-ФЗ не приведет к нарушению прав застрахованных лиц, не повлечет сокращение страховых выплат и обеспечит возможность своевременного вынесения страховыми организациями обоснованных решений.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.