Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 160027-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на совершенствование правового регулирования в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней и приведение норм Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" в соответствие с нормами Соглашения об особенностях осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в рамках Евразийского экономического союза от 22 ноября 2019 г.
Законопроектом расширяется понятийный аппарат указанного Федерального закона в целях устранения правовой неопределенности при осуществлении отдельных операций по обработке драгоценных металлов, драгоценных камней, а также сортировки и классификации драгоценных камней.
В целях снижения административной нагрузки и создания комфортных условий для бизнеса в законопроекте введено понятие "отходы драгоценных камней", исключающее расширенное толкование и требование по определению классификационных характеристик отходов драгоценных камней и позволяющее субъектам огранки драгоценных камней самостоятельно осуществлять аттестацию отходов драгоценных камней, а также отменено требование наличия вооруженной охраны при перевозке сырья с низким содержанием драгоценных металлов.
В целях снижения рисков легализации незаконно добытых лома и отходов драгоценных металлов, а также обеспечения прослеживаемости операций с драгоценными металлами в рамках государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота законопроектом предусмотрено разделение лицензируемой деятельности по приобретению у физических лиц лома и отходов драгоценных металлов на скупку ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней и заготовку продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, лома и отходов такой продукции (изделий). Предлагаемый подход к регулированию указанного вида деятельности также позволит осуществить оптимизацию обязательных требований на уровне соответствующих актов Правительства Российской Федерации.
Законопроектом уточняются порядок распоряжения аффинированными драгоценными металлами и добытыми из недр драгоценными камнями, порядок реализации уполномоченными государственными органами преимущественного права покупки аффинированных драгоценных металлов и добытых из недр драгоценных камней в части установления единообразия и сокращения сроков направления предложений о приоритетной закупке и их рассмотрения, а также порядок пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (далее - Госфонд России) и порядок отпуска ценностей из него.
В связи с приватизацией акционерного общества "Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт", уполномоченного на экспорт драгоценных металлов и драгоценных камней из Госфонда России, необработанных алмазов и бриллиантов из государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации и реализации представительных партий необработанных природных алмазов, законопроектом предлагается наделить Гохран России правом на осуществление реализации на внешнем рынке драгоценных металлов и драгоценных камней, отпущенных из Госфонда России.
Предусматривается механизм выплаты вознаграждения за сдачу клада, содержащего драгоценные металлы, драгоценные камни, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, имеющих историческое, художественное и иное культурное значение, в Госфонд России.
Законопроект устанавливает возможность осуществления Федеральной пробирной палатой информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и иными государственными органами Российской Федерации в целях выполнения возложенных на Федеральную пробирную палату задач, а также устанавливается запрет на осуществление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями без постановки на специальный учет.
В связи с уточнением в законопроекте термина "ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней", а также предусмотренными изменениями в части разделения лицензируемой деятельности по приобретению у физических лиц Лома и отходов драгоценных металлов на скупку ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней и заготовку продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, лома и отходов такой продукции (изделий), законопроектом вносятся соответствующие изменения в федеральные законы "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" отдельные положения законопроекта, устанавливающие обязательные требования, вступают в силу с 1 марта 2023 г. Отложенное вступление в силу пункта 14 статьи 1 законопроекта обусловлено необходимостью установления переходного периода в целях передачи части полномочий акционерного общества "Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт" Гохрану России.
Реализация законопроекта не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект содержит обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов аналогичные по своему содержанию законопроекту.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не несет отрицательных социально-экономических последствий и не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует:
1. Признание утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 2001 г. N 444 "Об утверждении Правил скупки у граждан ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий". Срок - 25 ноября 2022 г.
2. Внесение изменений в нормативные правовые акты:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 1998 г. N 972 "Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов". Ответственный исполнитель - Минфин России;
2) постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". Ответственный исполнитель - Минфин России;
3) постановление Правительства Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 307 "О Федеральной пробирной палате". Ответственный исполнитель - Минфин России;
4) постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2020 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями". Ответственный исполнитель - Минфин России;
5) постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. N 270 "О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Ответственный исполнитель - Минфин России;
6) приказ Минфина России от 9 декабря 2016 г. N 231н "Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении";
7) приказ Росфинмониторинга от 22 ноября 2018 г. N 366 "Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма";
8) приказ Минфина России от 30 марта 2020 г. N 47н "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной пробирной палаты":
9) приказ. Росфинмониторинга от 8 февраля 2022 г. N 18 "Об утверждении Особенностей представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Срок - 25 ноября 2022 г.
3. Принятие нормативных правовых актов:
1) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил скупки у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий". Ответственный исполнитель - Минфин России. Правилами будет предусмотрена, в частности, возможность скупки у физических лиц инвестиционных драгоценных металлов. Срок - 25 ноября 2022 г.;
2) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил заготовки продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, лома и отходов такой продукции (изделий), приобретаемых у физических лиц". Ответственный исполнитель - Минфин России. Проект акта направлен на разработку порядка осуществления заготовки продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, лома и отходов такой продукции (изделий) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, позволяющего приобретать у физических лиц отходы потребления промышленной продукции, содержащей драгоценные металлы. Срок - 25 ноября 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.