Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 159823-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в части уточнения понятия игрового оборудования"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в части уточнения понятия игрового оборудования" (далее - законопроект) направлен на совершенствование регулирования деятельности организаторов азартных игр в целях недопущения проведения таковых в незаконном формате, в том числе под видом деятельности букмекерских контор или тотализаторов, а также защиты интересов граждан в части предотвращения условий для распространения среди них игровой зависимости (лудомании).
Общеизвестно, что в периоды экономической и социальной нестабильности, роста инфляции, сокращения доходов и покупательной способности населения азартные игры многим кажутся простым способом дополнительного заработка и в этой связи решения материальных проблем, а при этом любая проигранная денежная сумма начинает видеться лишь в качестве стимула к реваншу (необходимости непременно отыграться). Соответственно, в настоящее время возникает латентная угроза для масштабного распространения игровой зависимости со всеми вытекающими отсюда негативным последствиями как для конкретных граждан, так и для их семей.
В свою очередь, это серьезно усугубляется имеющимися в действующем законодательстве Российской Федерации пробелами, а также несовершенством правоприменительной практики, что допускают под видом деятельности букмекерских контор и тотализаторов осуществлять вне границ игорных зон деятельность, по своей сути идентичную работе залов игровых автоматов.
Так, отдельными организаторами азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах вне игорных зон используются технологии "быстрых игр", которые позволяют в коротком временном промежутке вовлечь человека в игру с помощью высокой частоты событий, яркой игровой визуализации процесса и серии небольших денежных выигрышей. По мере увеличения сумм и количества ставок начинает расти и общая сумма проигрышей, а стремясь отыграться (происходит чередование мелких выигрышей и проигрышей на большие суммы), человек все больше становится зависим от процесса такой игры.
При этом, если в процессе организации классических ставок в букмекерской конторе и тотализаторе организатор азартной игры ограничен определенной частотой реальных транслируемых спортивных событий (гол, штрафной, удаление, изменение счета в матче, победа в забеге и т.п.),, на которую он не влияет, то организация ставок в "быстрых играх" происходит на события, частота и возможные результаты которых определяются алгоритмами, разработанными самим организатором азартных игр, или его поставщиком услуг (организатором события, поставщиком трансляции события), с эффектным визуальным сопровождением, что как по сути, так и внешне повторяет работу игрового автомата.
Признавая объективную необходимость минимизации указанных рисков и, соответственно, защиты интересов граждан, определяются следующие конкретные правовые проблемы и пути их решения посредством законопроекта.
1. Анализ правоприменительной практики демонстрирует, что правоохранительные органы перманентно сталкиваются со сложностями установления фактов осуществления незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр в связи с наличием в действующем законодательстве Российской Федерации устаревших характеристик игрового оборудования (так, например, "генератор случайных чисел" должен располагаться внутри корпуса игрового автомата).
Принимая это во внимание, предлагается:
- уточнение определения понятия "игровой автомат" с учетом современных способов организации работы игрового оборудования и использования облачных технологий;
- введение запрета использования устройств, имитирующих (копирующих) работу игрового оборудования в букмекерских конторах или тотализаторах.
2. В настоящее время установлен законодательный запрет на использование в букмекерских конторах или тотализаторах программ и оборудования для определения исхода событий, относительно которых заключаются пари (независимо от факта каких-либо арифметических и иных математических преобразований информации о таких событиях в "игровую визуализацию").
Вместе с тем, данным запретом не охватываются случаи использования этих программ и оборудования организаторами азартных игр или привлеченными ими третьими лицами непосредственно в целях создания "игровой визуализации" путем арифметических и иных математических преобразований данных, в том числе в ходе проведения спортивных соревнований, а также последующей организации азартных игр на основе такой "игровой визуализации".
Данный пробел в действующем законодательстве Российской Федерации активно используется организациями, не имеющими соответствующих разрешений, и отдельными участниками рынка организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах для осуществления, по сути, незаконной деятельности.
В этой связи предлагается уточнение соответствующих норм, предусмотренных Федеральным законом от 31.07.2020 N 270-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 2 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Концепция законопроекта согласована и доработана с учетом ранее высказанных позиций Минфина России, ФНС России и Государственно-правового управления Президента Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в части уточнения понятия игрового оборудования".
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в части уточнения понятия игрового оборудования" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в части уточнения понятия игрового оборудования"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в части уточнения понятия игрового оборудования" не потребует приостановления, изменения, признания утратившими силу или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.