Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 159708-8 "О внесении изменений в часть 3 статьи 10 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)"
Предлагаемый проект Федерального закона направлен на уточнение срока внесения сведений о заключении договора финансовой аренды (лизинга) в Единый федеральный реестр сведения о фактах деятельности юридических лиц (далее - Единый реестр).
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" установлена обязанность лизинговых компаний (лизингодателей) публиковать сообщения о заключенных договорах лизинга в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Срок публикации таких сведений в Едином реестре согласно требованиям Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" составляет три рабочих дня с даты возникновения соответствующего факта.
Публикация этих сведений призвана улучшить раскрытие в России информации о рисках, которые могут возникать у лизингополучателей, в частности, о рисках мошенничества. Публично доступные данные о заключенных договорах лизинга, по мнению создателей ресурса, позволяют избежать ситуации, когда одно и то же оборудование дважды передается недобросовестным владельцем в залог или по договору финансовой аренды (лизинга) или продается с целью создания эффекта "добросовестного приобретения".
С момента заключения договора лизинга до момента фактической передачи предмета лизинга может пройти достаточно много времени. Таким образом, несмотря на заключение договора лизинга, физическое использование предмета лизинга лизингополучателем возникает с момента передачи предмета лизинга.
На практике нередко возникают ситуации, когда после заключения договора лизинга лизингополучатель отказывается от договора лизинга до передачи ему предмета лизинга. При этом существующая в Едином реестре запись о заключении договора лизинга фактически вводит пользователей реестра в заблуждение, поскольку отношения финансовой аренды (лизинга) в действительности еще не возникли, так как предмет лизинга не поступил во владение и пользование лизингополучателя.
Кроме того, в связи с подпаданием ряда крупных российских лизингодателей под действие санкций, введенных США, Правительством Российской Федерации было принято решение о формировании и утверждении ряда мер, направленных на защиту крупнейших участников рынка лизинга. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 января 2018 года N 5 "Об определении случаев, при которых отдельные сведения, указанные в пункте 7 статьи 7.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также лиц, в отношении которых указанные сведения не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Постановление N 5) с ряда крупнейших участников лизинговой отрасли была снята обязанность публиковать в Едином реестре сведения о заключенных договорах лизинга.
Это создало предпосылки для возникновения недобросовестной конкуренции. Публикующаяся в обязательном порядке информация о договорах лизинга, заключенных компаниями, не подпавшими под действие Постановления N 5, открыло перед компаниями, в отношении которых введены меры ограничивающего характера, возможность делать потенциальным лизингополучателям конкурентные предложения. Это подталкивает таких лизингополучателей отказываться от уже заключенных договоров лизинга до момента передачи им предмета лизинга. В результате Единый реестр, создание которого было направлено на повышение прозрачности бизнеса и снижения рисков в экономике в текущей ситуации фактически стал источником возникновения новых рисков.
В соответствии с новым абзацем части 3 статьи 10 изменение сведений о предмете финансовой аренды (лизинга), а именно изменение цифрового, буквенного обозначений имущества или объекта прав либо комбинации таких обозначений, даты окончания срока лизинга, а также сведений о лизингополучателе, подлежит внесению лизингодателем в Единый федеральный реестр не позднее трех рабочих дней с даты изменения сторонами условий договора финансовой аренды (лизинга).
С принятием предложенного законопроекта публикация в Едином реестре сведений о заключении договора финансовой аренды (лизинга) после передачи предмета лизинга, а не сразу после заключения договора лизинга позволит устранить указанные недостатки, а именно повысить достоверность содержащейся в нем информации и исключить его использование в целях недобросовестной конкуренции.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в часть 3 статьи 10 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в часть 3 статьи 10 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть 3 статьи 10 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в часть 3 статьи 10 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.