Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 162738-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Современные федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) направлены на удовлетворение рынка труда и работодателей с учетом региональных потребностей. При формировании ФГОС СПО учитывается роль не только преподавателей, но и работодателей, которые принимают участие в формировании образовательной программы, делая ее практико-ориентированной.
В соответствии с пунктом 12 "Положения о практической подготовке обучающихся", утвержденного совместным Приказом Минобрнауки России N 885 и Минпросвещения России N 390 от 05.08.2020 г. "О практической подготовке обучающихся" (далее - Положение) при наличии в профильной организации или образовательной организации (при организации практической подготовки в образовательной организации) вакантной должности, работа на которой соответствует требованиям к практической подготовке, с обучающимся может быть заключен срочный трудовой договор о замещении такой должности. При этом согласно статье 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), в настоящее время в Российской Федерации предусмотрена возможность трудоустройства в образовательные организации лишь для студентов выпускных курсов высших учебных заведений.
Таким образом, указанные нормы Федерального закона находятся в некотором противоречии с Положением, исключая возможность трудоустройства студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования на последних курсах образовательных организаций среднего профессионального образования.
В то же время совершенно очевиден тот факт, что практикоориентированный характер обучения в системе среднего профессионального педагогического образования позволяет обучающимся выпускных курсов успешно работать в образовательных организациях по профилю получаемого образования.
Трудоустройство обучающегося выпускного курса решает многочисленные проблемы становления молодого специалиста: развитие самостоятельной профессиональной деятельности; повышение конкурентоспособности выпускника на рынке труда; повышение качества профессиональной подготовки; профессиональная ориентация обучающегося, предоставление ему возможности утвердиться в правильности выбора профессии; закрепление обучающегося еще до окончания учебного заведения в трудовом коллективе, начисление трудового стажа и т.д.
С другой стороны, работодателям такая форма подготовки специалиста дает возможность подбора кадров для образовательной организации одновременно с возможностью активного участия в образовательном процессе организации.
Учитывая вышеизложенное, внесение необходимых изменений в статью 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предоставит возможность обучающимся выпускных курсов образовательных организаций среднего профессионального педагогического образования исполнять трудовые функции по получаемой специальности.
Внесение изменений в статью 34 и статью 52 Федерального закона позволит расширить возможности обучающихся по образовательным программам высшего образования по осуществлению трудовой деятельности по должностям учебно-вспомогательного персонала и работникам сферы научного обслуживания в образовательных организациях высшего образования и научных организациях во время обучения в образовательных организациях высшего образования.
В соответствии с определением квалификационных требований к должностям работников сферы научного обслуживания и учебно-вспомогательного персонала (например - техник или лаборант), для осуществления трудовой деятельности необходимым условием является наличие среднего профессионального образования без предъявления требований к стажу работы (часть 1 раздела II. Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих 4-е издание, дополненное (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 года N 37). Другими словами, обучающиеся по образовательным программам высшего образования не могут претендовать на вакантные должности в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, а вынуждены искать возможность для трудоустройства, преимущественно в сфере торговли и обслуживания.
Решение проблемы занятости молодежи во время обучения в образовательных организациях высшего образования имеет огромное значение для экономики страны. Законопроект направлен на обеспечение молодежи возможностью осуществлять трудовую деятельность по специальности в свободное от учебы время и закрепление высококвалифицированных кадров в регионах нашей страны.
По официальным данным Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в 2021 году численность студентов в образовательных организациях высшего образования составила 4 044 203 человек, по данным Федеральной службы государственной статистики численность населения Российской Федерации в 2021 году составила 146 171 015 человек, то есть 2,77% от общей численности населения нашей страны это обучающиеся в образовательных организациях высшего образования (далее - студенты).
Официальная статистика подтверждает, что большинство студентов, с одной стороны, испытывает дефицит финансовых средств, связанный с небольшими стипендиями, а с другой стороны, испытывают трудности с поиском работы в период получения высшего образования. В свою очередь образовательные организации высшего образования и научные организации отмечают недостаток кадров для обеспечения научного и образовательного процессов, в частности, по должностям учебно-вспомогательного персонала и работников сферы научного обслуживания.
Предлагаемые изменения будут решать сразу несколько задач. Расширение возможностей для трудоустройства студентов в образовательные организации высшего образования и научные организации позволит активно вовлекать молодежь в научно-исследовательскую деятельность, улучшить показатели практической подготовки обучающихся, а также закреплять молодежь в секторе исследований и разработок. При этом образовательные организации высшего образования и научные организации будут обеспечены необходимыми кадрами для обеспечения научного и образовательного процессов.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие данного нормативного акта не потребует дополнительных затрат федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не потребует дополнительных средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.