Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 163359-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления судебного порядка ограничения доступа к недостоверной информации)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления судебного порядка ограничения доступа к недостоверной информации)" входит в пакет законодательных инициатив, подготовленных депутатами фракции КПРФ в Государственной Думе Российской Федерации, направленных на установление судебного порядка ограничения доступа к недостоверной информации, которая порочит честь и достоинство гражданина (физического лица) или подрывает его репутацию и связана с обвинением в совершении преступления.
Законопроект вносится вместе с проектами федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".
Федеральным законом от 01.07.2021 N 260-ФЗ введен внесудебный порядок удаления указанной недостоверной информации в случае ее обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в Интернете. Поводом принятия данного закона стало, по мнению его авторов, отсутствие действенного механизма непосредственной оперативной защиты граждан от распространения названной информации. Вместе с тем предложенный способ явно не вписывается в систему правового регулирования, не в состоянии заменить судебную проверку обоснованности мер по блокировке интернет-ресурсов.
В настоящее время гражданин, обнаруживший порочащую информацию, вправе обратиться к прокурору субъекта Российской Федерации с заявлением о принятии мер по удалению такой информации. Органы прокуратуры в течение 10 дней проверяют содержащиеся в заявлении сведения и составляют заключение о наличии оснований для принятия мер по удалению недостоверной информации или уведомляют заявителя об отсутствии таких оснований. В дальнейшем предусмотрена проверка обоснованности заключения прокурора субъекта Российской Федерации Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем. При согласии с доводами заключения принимается решение об обращении в Роскомнадзор с требованием о принятии мер по удалению недостоверной информации. В течение суток такая информация должна быть удалена. В случае отказа или бездействия владельца информационного ресурса провайдер хостинга или иное указанное выше лицо обязаны ограничить доступ к информационному ресурсу по истечении суток с момента получения уведомления Роскомнадзора. Соответствующее решение Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя может быть обжаловано владельцем информационного ресурса в суд в установленном порядке.
В Российской Федерации защита чести, достоинства и репутации гражданина от несоответствующих действительности, порочащих его сведений обеспечивается мерами уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности. Распространение информации, позорящей гражданина, образует состав уголовно-наказуемого деяния (ст. 128.1 УК РФ), аналогичные действия со стороны юридического лица являются административным проступком (ст. 5.61.1 КоАП РФ). Обвинение лица в совершении тяжкого и особо тяжкого преступления относится к квалифицированному виду клеветы (ч. 5 ст. 128.1 УК РФ). При этом отказ в возбуждении уголовного дела, прекращение производства по уголовному делу, а также вынесение приговора не исключают возможности предъявления иска о защите чести и достоинства (ст. 152 ГКРФ).
Предоставление прокурору полномочий по удалению информации свидетельствует о наделении его несвойственными функциями в частноправовых отношениях, расходящимися с определенными в ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Создатель советской прокуратуры писал: "...В отличие от всякой административной власти прокурорский надзор никакой административной власти не имеет и никаким решающим голосом ни по одному административному вопросу не пользуется..." (Ленин В.И. Полное собрание соч. т. 5. С. 198). Очевидно, что подобные решения должны приниматься судами в состязательном, открытом процессе.
При этом в целях непосредственной оперативной защиты граждан от распространения позорящей информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в Интернете, необходим правовой механизм защиты.
Поэтому в законопроектах, входящих в единый пакет документов, такие способы предусмотрены. Уголовно-процессуальный кодекс предлагается дополнить новой мерой обеспечения по делу в виде ограничения доступа к информации по ходатайству следователя, которое будет рассмотрено судом. В Гражданском процессуальном кодексе предусмотрено рассмотрение судом заявления о принятии предварительных обеспечительных мер.
Ответственность юридических лиц за клевету, распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, установлена ст. 5.61.1 КоАП РФ.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части дополнения перечня мер обеспечения исполнения производства по делу об административном правонарушении введением временного удаления недостоверной информации.
В данном законопроекте предполагается в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внести возможность обращения в суд с ходатайством о временном удалении информации, предусмотрев соответствующие дополнения в части 1 статьи 27.1 (меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении). Главу 27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается дополнить статьей 27.21 (ограничение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет").
В случае удовлетворения указанного ходатайства копия судебного акта должна быть незамедлительно направлена в Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Ограничение доступа к информации может быть отменено судьей по заявлению защитника и (или) законного представителя юридического лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления судебного порядка ограничения доступа к недостоверной информации)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления судебного порядка ограничения доступа к недостоверной информации)" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления судебного порядка ограничения доступа к недостоверной информации)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления судебного порядка ограничения доступа к недостоверной информации)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.