Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Законопроект) подготовлен в связи с выявленными по результатам правоприменительной практики трудностями при использовании организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, информации, содержащейся в Единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Единая система, Единый реестр соответственно) в целях исполнения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
На основании Федерального закона от 02.07.2021 N 355-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 355-Ф3) статья 7 Закона N 115-ФЗ была дополнена пунктом 15, в соответствии с которым организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, запрещается, в частности, принимать на обслуживание лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации без полученной в установленном порядке лицензии, в случае, если законодательство Российской Федерации в отношении такой деятельности предусматривает ее наличие, а также осуществлять по поручению таких лиц операции с денежными средствами или иным имуществом (абзац первый пункта 15 статьи 7 Закона N 115-ФЗ (в редакции Закона N 355-ФЗ).
Также в соответствии с абзацем вторым пункта 15 статьи 7 Закона N 115-ФЗ (в редакции Закона N 355-ФЗ) организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, запрещается принимать на обслуживание, а также осуществлять операции с денежными средствами и иным имуществом по поручению лиц, оказывающих услуги с использованием сайта в сети "Интернет", в случае, если доменное имя этого сайта, указатель страницы этого сайта содержатся в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет" (далее - Единый реестр), содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
1. При исполнении финансовыми организациями требования абзаца 2 пункта 15 статьи 7 Закона N 115-ФЗ предполагается исходить из того, что запрет, установленный в указанном абзаце, распространяется на клиента, оказывающего услуги с использованием сайта в сети "Интернет", в отношении доменного имени/указателя страницы которого в Едином реестре размещена только информация об ограничении к нему доступа, при условии полного символьного совпадения доменного имени/указателя страницы сайта в сети "Интернет" такого клиента, установленного финансовой организацией в соответствии с абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, с содержащимся в Едином реестре.
При этом в Едином реестре по каждому доменному имени/указателю страницы сайта в сети "Интернет" размещается информация, в том числе о мерах по ограничению либо отсутствию ограничений доступа к нему.
В этой связи предлагается прямо закрепить на законодательном уровне, что запрет, установленный абзацем 2 пункта 15 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, не распространяется на клиента, оказывающего услуги с использованием сайта в сети "Интернет", доменное имя/указатель страницы которого содержится в Едином реестре, в случае если доступ к такому доменному имени/указателю страницы сайта не ограничен.
Данное уточнение позволит исключить необоснованный запрет на банковское обслуживание ряда клиентов (например, крупных платформ: VK, Avito и т.п.), отдельные страницы которых включены в Единый реестр, но при этом доступ к соответствующему доменному имени, указателю страницы сайта в сети "Интернет" не ограничен.
2. Также в Законопроекте предлагается пункт 15 статьи 7 Закона N 115-ФЗ дополнить новым абзацем третьим, прямо предусматривающим, что применение мер, предусмотренных пунктом 15 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, не является основаниям для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров, а также за нарушение гражданских прав при отказе в приеме на обслуживание.
Аналогичное положение предусмотрено в пункте 12 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, согласно которому применение иных мер, предусмотренных Законом N 115-ФЗ (по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ и пунктом 5 статьи 7.5 Закона N 115-ФЗ, приостановление операций в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Закона N 115-ФЗ и пунктом 8 статьи 7.5 Закона N 115-ФЗ, отказ от совершения операций в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Закона N 115-ФЗ) не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за неисполнение условий соответствующих договоров, заключенных с клиентом.
С учетом того, что пункт 15 статьи 7 Закона N 115-ФЗ устанавливает специальные и отличные от указанных в пункте 12 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, меры, направленные на ПОД/ФТ, в Законопроекте предлагается дополнить именно пункт 15 статьи 7 Закона N 115-ФЗ нормой, предусматривающей освобождение организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, от гражданско-правовой ответственности при исполнении требований данного пункта.
Принятие предлагаемых поправок в Закон N 115-ФЗ позволит снизить регуляторную нагрузку на организации банковского и иных секторов, значительно увеличив таким образом эффективность национальной системы ПОД/ФТ.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.