Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17 июня 2022 г. N 5.1-01/1584
по проекту федерального закона N 130854-8 "О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", принятому Государственной Думой 15 июня 2022 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 130854-8 "О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 26 мая 2022 года.
Федеральный закон разработан в целях исключения дополнительной налоговой нагрузки на организации, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны безвозмездно принимать в собственность имущество от третьих лиц.
Федеральным законом предусматривается включение в перечень доходов, установленных статьей 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) и не учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, доходов в виде имущества, безвозмездно полученного организацией, в случае, если законодательством Российской Федерации на данную организацию возложена обязанность по принятию в собственность такого имущества.
Право собственности и другие вещные права относятся к гражданскому законодательству. В статье 3 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Институты, понятия и термины гражданского законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в отрасли гражданского законодательства (статья 11 Налогового кодекса).
Кроме этого, обращаем внимание на то, что легальное определение используемого в Федеральном законе понятия "законодательство Российской Федерации" отсутствует.
С учетом этого обязанность по принятию в собственность имущества, безвозмездно полученного организацией, не может быть возложена на организацию "законодательством Российской Федерации", а только федеральным законом.
Согласно статье 2 Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций, что согласуется с нормой абзаца первого пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза согласно методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пунктам "з" (федеральные налоги и сборы) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "б" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как касается федерального налога.
Рассмотрение Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 30 июня 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.