Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 14 июня 2022 г. N 5.1-01/1485
по проекту федерального закона N 130648-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 8 июня 2022 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона внесён Правительством Российской Федерации 26 мая 2022 года (N 130648-8).
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и 15 других федеральных законов с целью реализации рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и обеспечения его соответствия международным стандартам.
Федеральным законом, в частности, предусматривается, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно после включения организации или физического лица в перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения. Такие перечни составляются в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН.
Информирование Росфинмониторинга о принятых мерах должно осуществляться незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня, следующего за днем применения указанных мер по замораживанию (блокированию) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом также устанавливается порядок отмены мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организаций или физических лиц, включенных в перечни Совета Безопасности ООН.
Согласно Федеральному закону организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, должны незамедлительно представлять информацию о приостановленных операциях в Росфинмониторинг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом не реже чем один раз в три месяца должны проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, операторов инвестиционных платформ, страховых организаций, иностранных страховых организаций, страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов, операторов финансовых платформ, операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, операторов обмена цифровых финансовых активов порядок информирования Росфинмониторинга устанавливается Банком России по согласованию с Росфинмониторингом.
В федеральных законах "Об общественных объединениях", "О некоммерческих организациях", "О свободе совести и о религиозных объединениях" устанавливается запрет лицу, включенному в составляемые в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения, быть учредителем, членом, участником общественного объединения либо некоммерческой организации, быть руководителем (участником) религиозной группы, учредителем (участником) религиозной организации. Указанному лицу также запрещается въезд в Российскую Федерацию.
Федеральным законом регулируются отношения, которые согласно пунктам "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти), "ж" (финансовое регулирование) и "м" (безопасность) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе положениям о правах и свободах человека и гражданина, и согласуется с системой федерального законодательства.
Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены. Правила юридической техники соблюдены.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза согласно методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу с 1 декабря 2022 года.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается финансового регулирования, и его рассмотрение в Совете Федерации должно быть начато не позднее 23 июня 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.